Кто виноват в дефиците угля в Казахстане и росте цен на него

Стоимость шубаркольской марки достигает 16 тыс. тенге

19 ноября 2021 года

Проблема с дефицитом угля в Казахстане связана со срывами его транспортировки по железной дороге. А частные автоперевозчики повышают цены за свои услуги для возмещения простоев, вызванных ожиданием вагонов. Об этом LS сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК).

Согласно данным АЗРК, у угольной компании "Шубарколь комир" план неисполнения заявок покупателей в августе составил более 200 полувагонов, в сентябре – 360, в октябре – 1,5 тыс., также сохраняется отставание от плана отгрузок в текущем месяце.

"При этом повышения цен с начала отопительного сезона со стороны угольных разрезов на фоне недопоставок угля антимонопольным органом не зафиксировано. Вместе с тем в ситуации возникших недопоставок конечная стоимость для потребителей растет в звене доставки угля от тупика до потребителя", – пояснили LS в АЗРК.

Там добавили, что во всех регионах действуют частные автоперевозчики угля, повышающие стоимость доставки до дома для возмещения своих простоев в течение пяти-семи дней ожидания вагонов.

"К примеру, при приобретении 5 тонн угля (один грузовик "ЗИЛ") по 13,6 тыс. тенге за 1 тонну в Нур-Султане доставка в пригород на расстояние 30 км обходилась до дефицита в 25 тыс. тенге, что означает, стоимость 1 тонны с доставкой обходилась потребителю в 18,6 тыс. тенге. Из-за сокращения транспортируемых объемов доставка частного перевозчика повысилась в этом же направлении до 40 тыс. тенге, что означает повышение стоимости 1 тонны до 21,5 тыс. тенге (эффект в 3 тыс. тенге за 1 тонну)", – привели данные в АЗРК.

В ведомстве отметили, что не могут применять меры антимонопольного регулирования к данным частным автоперевозчикам, так как они не являются субъектами рынка. Они – физические лица: владельцы Газелей, ЗИЛов, Камазов.

Кроме того, в АЗРК привели цены на самые востребованные в коммунально-бытовых целях виды угля. Так, марка "Д" (Шубарколь) стоит от 13 тыс. до 16 тыс. тенге за тонну; марка "Д" (Каражыра) – от 11 тыс. до 15 тыс. тенге, марка "Б" (Майкубен) – от 10 тыс. до 13 тыс. тенге, марка "КСН" (Богатырь) – от 9 тыс. до 12 тыс. тенге.

"Результаты мониторинга показывают в целом стабильную ценовую ситуацию с начала года. Порог повышения не выше 500-1000 тенге за тонну. Это обуславливается увеличением с начала года цен угольных разрезов и индексации стоимости сопутствующих услуг: магистральная железнодорожная сеть, аренда, подача-уборка вагонов, коммунальные услуги и т.д.", – отметили в АЗРК.

Там добавили, что по сравнению с прошлым годом цена двух крупнейших поставщиков выросла на 8-10%: на 500 тенге за тонну – у "Каражыра", 300-500 тенге – у "Шубарколя".

В АЗРК также рассказали, что заключают акты антимонопольного комплаенса, которые разъясняют участникам рынка обязательства по соблюдению закона о защите конкуренции.

"На сегодня региональным владельцам угольных баз (тупиков) согласовано 16 актов антимонопольного комплаенса", – подчеркнули в ведомстве.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.