Рынок автострахования Казахстана терпит убытки, передает LS.
Об этом в ходе Kazakhstan Insurance Forum cообщил директор департамента страхования актуарных расчетов АРРФР Серикболсын Толебеков.
"В последние два года рынок обязательного автострахования столкнулся с серьезными вызовами. Мы наблюдаем резкий рост убыточности. Если еще недавно убыточность составляла около 65%, то по итогам 2024 года составила 87%. А на сегодняшний день – около 96%. Рост убыточности напрямую связан с увеличением количества ДТП", – пояснил представитель АРРФР в ходе выступления на форуме.
Между тем выплаты страховых компаний за этот же период выросли. Это говорит о системной проблеме не только для страхового рынка, но и для всей сферы безопасности дорожного движения, считает спикер.
"В восьми страховых компаниях, которые суммарно контролируют более половины рынка, убыточность превысила 100%. То есть расходы по страховым выплатам у этих компаний уже превышают собранные премии. В 11 страховых компаниях убыточность держится на уровне выше 85%, что также является крайне высоким показателем и серьезным вызовом для их финансовой устойчивости", – добавил С. Толебеков.
Отдельный риск несет технологическая зависимость рынка. Сегодня оценка ущерба транспортных средств производится в основном через два иностранных программных комплекса – PS-комплекс и Audotex.
"Оба они базируются в России, что создает серьезные угрозы в зависимости от зарубежного программного обеспечения и вероятность ограничения его использования. Это ставит под угрозу устойчивую систему регулирования убытков и требует поиска собственных решений внутри страны", – заявил спикер.
Эксперт считает, что в данном сегменте необходимо вводить индивидуализацию тарифов, а также увеличить страховое покрытие, в том числе провести актуализацию лимитов ответственности в соответствии с рыночной стоимостью ремонта и запчастей.
В завершение С. Толебеков отметил, что решением может стать разработка единой национальной цифровой платформы для урегулированных убытков. А также формирование единого реестра цен на запчасти и норму работ для прозрачных и единообразных расчетов.
Между тем, на рынке автострахованиия выявлены группы повышенного риска. И наибольший угроза приходится на водителей 18-22 лет со стажем до пяти лет. Такие данные озвучила председатель правления Государственного кредитного бюро Линара Ануарбекова в ходе Kazakhstan Insurance Forum 2025.
По ее словам, большая часть договоров заключается на автомобили старше 10 лет. Однако чаще всего убытки связаны с машинами возрастом два-три года. Основной объем договоров приходится на Toyota, Hyundai, Lada и Volkswagen.
При этом повышенный уровень риска зафиксирован по автомобилям Chevrolet, Ravon, JAC и Chery. Особое внимание вызывает сегмент автобусов от 16 мест: их доля в портфеле – всего 1%, но именно они несут значительные риски.
Эксперты отмечают: выявленные закономерности помогут точнее анализировать убыточность и корректировать тарифы.
Ранее зампредседателя правления АРРФР Мария Хаджиева сообщила, что в Казахстане появится единый омбудсман на финрынке, а также будет создан единый справочник стоимости запасных частей.