Казахстанский рынок автострахования ушел в минус

сегодня

Рынок автострахования Казахстана терпит убытки, передает LS.

Об этом в ходе Kazakhstan Insurance Forum cообщил директор департамента страхования актуарных расчетов АРРФР Серикболсын Толебеков.

"В последние два года рынок обязательного автострахования столкнулся с серьезными вызовами. Мы наблюдаем резкий рост убыточности. Если еще недавно убыточность составляла около 65%, то по итогам 2024 года составила 87%. А на сегодняшний день – около 96%. Рост убыточности напрямую связан с увеличением количества ДТП",  пояснил представитель АРРФР в ходе выступления на форуме.

Между тем выплаты страховых компаний за этот же период выросли. Это говорит о системной проблеме не только для страхового рынка, но и для всей сферы безопасности дорожного движения, считает спикер.

"В восьми страховых компаниях, которые суммарно контролируют более половины рынка, убыточность превысила 100%. То есть расходы по страховым выплатам у этих компаний уже превышают собранные премии. В 11 страховых компаниях убыточность держится на уровне выше 85%, что также является крайне высоким показателем и серьезным вызовом для их финансовой устойчивости",  добавил С. Толебеков.

Отдельный риск несет технологическая зависимость рынка. Сегодня оценка ущерба транспортных средств производится в основном через два иностранных программных комплекса – PS-комплекс и Audotex. 

"Оба они базируются в России, что создает серьезные угрозы в зависимости от зарубежного программного обеспечения и вероятность ограничения его использования. Это ставит под угрозу устойчивую систему регулирования убытков и требует поиска собственных решений внутри страны", –  заявил спикер.

Эксперт считает, что в данном сегменте необходимо вводить индивидуализацию тарифов, а также увеличить страховое покрытие, в том числе провести актуализацию лимитов ответственности в соответствии с рыночной стоимостью ремонта и запчастей. 

В завершение С. Толебеков отметил, что решением может стать разработка единой национальной цифровой платформы для урегулированных убытков. А также формирование единого реестра цен на запчасти и норму работ для прозрачных и единообразных расчетов. 

Между тем, на рынке автострахованиия выявлены группы повышенного риска. И наибольший угроза приходится на водителей 18-22 лет со стажем до пяти лет. Такие данные озвучила председатель правления Государственного кредитного бюро Линара Ануарбекова в ходе Kazakhstan Insurance Forum 2025.

По ее словам, большая часть договоров заключается на автомобили старше 10 лет. Однако чаще всего убытки связаны с машинами возрастом два-три года. Основной объем договоров приходится на Toyota, Hyundai, Lada и Volkswagen.

При этом повышенный уровень риска зафиксирован по автомобилям Chevrolet, Ravon, JAC и Chery. Особое внимание вызывает сегмент автобусов от 16 мест: их доля в портфеле – всего 1%, но именно они несут значительные риски.

Эксперты отмечают: выявленные закономерности помогут точнее анализировать убыточность и корректировать тарифы.

Ранее зампредседателя правления АРРФР Мария Хаджиева сообщила, что в Казахстане появится единый омбудсман на финрынке, а также будет создан единый справочник стоимости запасных частей.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.