В законопроекте о предпринимательской деятельности много непонятных норм, которые создают путаницу. Хотели как лучше, а получилось как всегда, заявил мажилисмен Азат Перуашев в ходе презентации проекта закона в мажилисе, передает корреспондент LS.
По словам депутата, в документе масса спорных вещей, которые создают путаницу. "Первый момент – отменяем выборочные проверки бизнеса и вводим профилактический контроль. При этом выборочные проверки должны были регистрироваться заранее в прокуратуре, а профилактические никак не регистрируются. И вы это называете облегчением для бизнеса? Я так не думаю", - обратился Перуашев к руководству Миннацэкономики.
Второй момент - уплата обязательных взносов и штрафов.
"Я давно говорю, что штрафы должны быть только тогда, когда нанесен реальный ущерб государству или другим субъектам. А в законопроекте этого нет. Там только говорится про просрочки. Третье - прозвучало очень интересное заявление, мол, уходим от строительного контроля, главное - согласовать архитектурный стиль, проект детальной проектировки - и вперед, до сдачи дома в эксплуатацию. Нам, что, Бесобы мало что ли? Построил и исчез, потом ищи ветра в поле. Не дай бог, обрушится еще дом. Здесь же надо сопоставлять ответственность и интерес бизнеса. Мы правильно делаем, что идем навстречу предпринимателям, но надо же поощрять добросовестный бизнес, а не просто делать деньги", - возмутился мажилисмен.
Четвертое, что отметил мажилисмен, это автоматическое признание сертификатов стран ОЭСР.
"Как это соотносится с нашими обязательствами, взятыми в рамках ЕАЭС, где у нас единая система техрегулирования? Требований ОЭСР у нас нет, у нас есть требования ЕАЭС. Как вы хотите признавать эти сертификаты?" - удивился Перуашев.
Пятым важным для него моментом стал индикатор получения кредитов.
"Упрощение института залогового имущества путем исключения требования по оценке залога на будущие или приобретенные активы. Я приведу пример: нашумевший Казинвестбанк, у него 80% залогов были обеспечены будущими активами под контракты, мы знаем, к чему это привело. Я понимаю, что есть добрые намерения улучшить бизнес, но получается, что мы будем поддерживать один бизнес и грохать другой параллельно. Развяжем руки заемщикам и будем грохать банки, мало мы их грохали, будем продолжать рушить наши дома, будем продолжать травить население, поскольку отменяем обязательное соответствие товаров техническим требованиям. Все эти моменты разъясните, пожалуйста", - попросил Перуашев вице-министра национальной экономики Серика Жумангарина, который презентовал законопроект.
В ответ Жумангарин заявил, что профилактические проверки бизнеса будут регистрироваться в прокуратуре, как и раньше.
"Но при этом административного наказания не будет. Для бизнеса это 100% улучшение. На счет штрафов мы согласны, в дальнейшем эту работу будем продолжать. По поводу ослабления контроля в строительстве - мы существующую систему не трогаем, систему технического и авторского надзора, ответственности техлиц. Субъект, имеющий право на землю, теперь имеет отношение с горархитектурой только в рамках одного документа, он получает архитектурно-планировочное задание. Но при этом строительный контроль не отменяется и будет также проводиться в обычном режиме", - разъяснил вице-министр.
Что касается сертификатов ОЭСР, по словам Жумангарина, данная норма законопроекта была согласована со всеми странами ЕАЭС и никакого сопротивления не встретила.
"Что касается оценки залогов, веден единый электронный реестр движимого залогового имущества. Я думаю, скоро от бумажной оценки залога мы откажемся совсем. Если вы залогодатель, а я залогополучатель, то двумя цифровыми подписями этот залог мы сможем зарегистрировать", - уточнил он.
Жумангарин также отметил, что в рамках законопроекта проверяющие государственные органы потеряют сотню контрольных и надзорных функций.
"По поручению главы государства правительством проведена полномасштабная ревизия контрольно-надзорной деятельности госорганов. По ее итогам предполагается исключить 25 сфер контроля из 114 существующих и три сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности при их осуществлении", - подчеркнул вице-министр.
В частности, предполагается исключить дублирующие функции, не связанные с риском и угрозой безопасности государства и населению.
По словам Жумангарина, в рамках законопроекта концептуально меняется система госконтроля и надзора, то есть взамен проверок, осуществляемых по выборочному порядку, внедряется новый институт профилактического контроля. Отличием от действующей системы проверок будет являться профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства. По итогам такого контроля выдается предписание об устранении нарушений. При этом в случаях выявления грубых нарушений по результатам профилактического контроля и надзора с посещением за государственным органом будет сохраняться право проведения повторной уже внеплановой проверки в целях перепроверки устранения выявленного в ходе профилактического контроля нарушений.