Эйр Астана рассчитывает на транзитных пассажиров из Китая

Питер Фостер рассказал о планах компании по расширению рейсов

27 июня 2016 года
    

"Эйр Астана" увеличит транзитные рейсы из Поднебесной. В интервью LS президент компании Питер Фостер назвал китайский рынок "фантастической возможностью" для национального перевозчика.  

- В прошлом году вы озвучивали планы о покупке 11 самолетов, однако в текущем году компания получит только один. Связано ли это с девальвацией тенге или другими причинами? 

- Нет, это не связано. Мы разместили заказ на приобретение 11 самолетов и они все придут - первый в сентябре, два в следующем году, еще восемь в 2019-2020 годах будут доставлены. Они будут летать по существующим направлениям.

- Ранее вы анонсировали запуск рейса в Улан-Батор, но после он сорвался. Бывает ли так, что правительство договаривается с авиационными властями других стран, но не обсуждает необходимость открывать новые направления с отечественными перевозчиками? Помню вы планировали также начать летать в Токио.

- За 35 лет в авиационной индустрии я ничего подобного, как в случае с Монголией, не видел. Обычно если подписано двустороннее соглашение между правительствами, вопрос считается решенным. Что касается Японии, нам еще предстоит подписать договор. Мы надеемся, что к 2019 году рейс уже буду запущен. С Монголией переговоры еще ведутся, и думаю, к весне следующего года вопрос решится. Данное направление нам интересно в плане транзита. Сейчас мы также рассматриваем рынок Китая, у которого большой транзитный потенциал. 

- Можно поподробнее?

- Китай - фантастическая возможность для нас. Мы рассматриваем возможность открытия транзитных рейсов через Казахстан из Китая, в Европу, Тегеран, Кавказ и Восточную Европу. В следующие несколько лет задумываемся над маршрутами в китайские Шанхай, Ченду, Зиян, Чонкин. Кроме данного региона мы планируем больше увеличить рейсы в Киев, Лондон, Санкт-Петербург и Тбилиси. Но хочу отметить, что у китайского рынка большой транзитный потенциал, и после запуска всех упомянутых маршрутов в Поднебесную доля китайских направлений в общем объеме пассажиропотока теоритически может составить 10-15%. 

- Какие у вас прогнозы до конца года по пассажиропотоку в целом?

- В этом году он будет стабильный. Но транзитный пассажиропоток, в частности, в мае, вырос на 60% - большая часть приходится на китайский рынок. Так что вы можете оценить потенциал роста, который там присутствует.

- В целом наблюдается ли падение перевозок и как это отражается на ваших финансовых результатах? 

- Прошлый год был неплохой – прибыль составила $48 млн, маржа - примерно 6,5%. Но этот год, конечно, довольно сложный. Скорее всего, за первое полугодие у нас будет убыток, за год мы все же надеемся, что выйдем на прибыль, хоть и небольшую. Действительно, наблюдается некоторое падение пассажиропотока. На европейских маршрутах ситуация стабильная, в Азии тоже все хорошо, но по полетам в СНГ есть падение. Внутренние перевозки просели примерно на 25%.

- "Эйр Астана" и Qazaq Air выпустили совместное заявление о том, что если авиационные власти Казахстана перестанут регулировать цены на услуги аэропортов, то стоимость билетов на международные рейсы резко увеличится...

- Мы реалисты и понимаем, что тарифы должны меняться. Но полная отмена регулирования - это беспрецедентное событие в авиационной индустрии. Все-таки аэропорты - очевидные монополисты. Мы со своей стороны предлагаем, чтобы Казахстан следовал международной практике – увеличивать тарифы через процесс обсуждения с пользователями услуг и регулятором. Нужна прозрачность этого процесса, чтобы видеть потом, как эти деньги (повышенные сборы аэропортов – прим. LS) будут расходоваться.

- Ранее "Эйр Астана" жаловалась на дорогое топливо в аэропортах. Изменилась ли ситуация?  

- Компания больше не закупает топливо в аэропортах Казахстана. В 2009 году правительство разрешило "Эйр Астане" проводить переговоры с поставщиками и нефтеперерабатывающими заводами в Казахстане, России или любой другой стране. Это разумный ход в условиях свободного рынка, что дало нам возможность регулировать стоимость керосина вне зависимости от монопольных ставок аэропортов. Не будет преувеличением сказать, что если бы этого не произошло, компания была бы уже банкротом.

- А вы не планируете приобрести долю в одном из крупных аэропортов Казахстана?

- На данный момент нет. К сожалению, в алматинском аэропорту нет условий для развития транзита. То есть с точки зрения авиакомпании большого расширения (бизнеса – прим. LS) мы планировать не можем. 

- Сроки вашего IPO остаются в силе?

- Да, в 2018 году это точно. Не видим никаких причин, чтобы менять сроки. Мы довольны решением основного акционера.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.