Аграрии просят государство не вводить полный запрет на импорт зерна, передает LS.
По словам главы Зернового союза Нурлана Оспанова, внутренний рынок необходимо защищать, но другими мерами, а не полным запретом на импорт, который действует до конца текущего года.
"По окончании этого срока правительство может принять решение о его продлении либо разрешит дальше торговать, как раньше. Мы полагаем, что государство не будет продлевать, так как для этого нет веских оснований. Будем наблюдать за дальнейшими шагами Минторга и Минсельхоза и выступим за то, чтобы решение о запрете импорта российской пшеницы действовало не до конца года, а чтобы сократили срок до 1 ноября или 15 октября. Эти переговоры мы начнем", – заявил он.
При этом глава союза уверен, что внутренний рынок нужно продолжать оберегать.
"До полного запрета можно было импортировать железнодорожным транспортом в адрес птицеводов и мукомолов. Это решение могли бы обновить. Но мукомолы и птицеводы должны были принять встречное обязательство. К примеру, объемы российского зерна они могли бы переработать и поставить на внутренний рынок по фиксированной цене. Тогда они подумали бы, выгодно ли им это, и, возможно, не стали бы импортировать", – пояснил он.
Таким образом, по его словам, Казахстану не пришлось бы вводить запрет на импорт, а с другой стороны, получилось бы реально остановить ввоз российского зерна.
"Вот на это предложение наше правительство не отреагировало должным образом и ввело полный запрет. И сейчас мы получаем то, что получаем. Теперь наши планы по экспорту до 2 млн тонн зерна на новые рынки зависят от того, пропустит ли нас Россия через свою территорию или нет. Так, у представителя из Актобе, который повез свое зерно в Европу через РФ, возникли определенные бюрократические сложности. Уже некоторое время его груз стоит в российском порту, и он несет убытки. Бизнесмен платит штраф за простой на территории РФ и не может решить свою проблему", – посетовал Оспанов.
В свою очередь официальный представитель союза Евгений Карабанов добавил, что через территорию России идет экспорт масличных, льна, шротов, пшеницы твердых сортов, чечевицы и сафлора.
"В совокупности это чуть более 1 млн тонн транзита в среднем. В общем мы экспортируем порядка 10-12 млн тонн всех масличных и зерновых культур ежегодно, то есть 10% составляет транзитная тема. Основные рынки сбыта: мука – Афганистан, зерно – Узбекистан, Таджикистан, кормовая мука – Китай. Что касается ячменя, то основные покупатели – Иран и Китай. Семена подсолнечника – Китай, лен – Китай и страны ЕС. Это дополнительный доход наших фермеров", – уточнил он.
Между тем зампредседателя комитета железнодорожного и водного транспорта Нуржан Кельбуганов рассказал об обеспеченности вагонами для перевозки зерна.
"В этом году 185 локомотивов мы закупаем, из них порядка 130 уже поступило. В том числе 20 маневровых тепловозов, которые уже направлены в зерносеющие регионы. В Костанай выделено четыре локомотива, в Акмолинский регион столько же, и так до конца года остальные тоже будут поставлены. Так что в этом году с локомотивным парком проблем не будет. На сегодняшний день даже в отстое в сутки стоит порядка 30-40 тягачей, которые в любой момент готовы к работе", – подчеркнул он.
Если смотреть все экспортные стыки, то через Сарыагаш 60% зерновых грузов уходят в Узбекистан, Таджикистан и страны ЦА, добавил Кельбуганов.
"В этом году проведена большая работа. Узбекская сторона построила дополнительные пути на пограничных переходах, казахстанская – дополнительные обводные пути инспекционного комплекса. По станции "Арысь" ввели дополнительно 12 ранее законсервированных путей, на сегодняшний день мы готовы передавать по этому стыку до 40 поездов. Раньше наш предел был 28-30 поездов. Стык "Болашак" с выходом на Туркменистан также не загружен. Портовые возможности – 1,5-2 млн тонн. Перевалить никаких проблем не доставляет", – отрапортовал он.
Единственное проблемное направление – Китай, подчеркнул представитель Минтранса.
"В этом году железнодорожники отработали очень хорошо в направлении Китая. Во-первых, идет строительство вторых путей и доставка туда материалов. Во-вторых, в летний период запустили дополнительно восемь поездов туристических пассажирских и в тот же момент смогли увеличить экспорт всех грузов на 20% по стыку "Достык". Это положительная оценка всей железнодорожной отрасли", – резюмировал Кельбуганов.
Ранее в Зерновом союзе рекомендовали аграриям пока не продавать большие объемы зерна.