В министерстве индустрии и инфраструктурного развития прокомментировали ситуацию с пересмотром программы льготного автокредитования, передает LS.
Отвечая на вопросы журналистов, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ильяс Оспанов сообщил, что это решение не является кулуарным. А касательно реакции казахстанцев, которые ждут запуска этой программы, Ильясов отметил, что претензии могут быть. А что касается доверия, то это, по его словам, "сложный вопрос".
"Думаю, каждый сам для себя решит. Но в БРК осталась программа по автокредитованию, поэтому нельзя сказать, чтобы мы полностью закрыли программу. Мы понимаем негодование людей, произошла неплановая ситуация. То есть, когда мы запускали льготное автокредитование, мы не ожидали, что такой спрос будет. В итоге столкнулись с тем, что спрос гораздо больше. И превышал то, что до этого изучали. И, соответственно, все кто не получил – это недовольные, мы очень хорошо это понимаем", – пояснил Ильясов.
По его словам, при подсчете имеющегося спроса на данный автокредит выяснилось, что его невозможно удовлетворить.
"Просто не сможем. Это надо сотни миллиардов заливать, причем ежегодно, и чтобы они револьверно оставались. Так как это средства РОП, задача стояла, что они должны максимально принести пользу", – добавил спикер.
Вместе с тем, в МИИР рассматривали варианты переформатирования программы. Так, один из вариантов, по словам Ильясова – как сделать так, чтобы часть населения, которая первую очередь нуждается в кредитах, получила помощь.
"Задача стоит, как доработать программу. Мы эту задачу до сих пор не сняли. И что касается программы в БРК, мы над ней думаем, она в работе. Но приоритетно у нас сейчас стоит задача оперативно решить проблему с автобусами. И субсидии, которые были для частных перевозчиков, уже неприменимы, чтобы обновить автобусный парк. В частности, обеспечить 9,2 млн казахстанцев, которые пользуются ежедневно общественным транспортом", – пояснил Ильясов запуск этой программы.
Между тем и.о. председателя правления Фонда развития промышленности Ринат Гаппаров добавил, что если взять револьверные деньги и добавить к действующей программе, то в регионах смогут ежегодно обновлять около 700 автобусов.
"Автобусная программа действует по ставке 7% годовых. Срок семь лет. Авансовый платеж – от 15%. Все перевозчики знают о существовании этой программы. И заявки нам поступают постоянно, на текущий момент много неудовлетворенных, поэтому нами было предложено и министерству, и холдингу "Байтерек" по возможности переориентировать эти деньги на обновление автобусного парка", – отметил Гаппаров.
В свою очередь в ФРП пояснили, что револьверные средства, которые предназначались на льготное автокредитование, перераспределят на лизинговое финансирование отечественных автобусов.
"Если по программе льготного автокредитования можно ежемесячно обеспечить машинами 120 человек, то в случае перераспределения средств можно приобретать 20 автобусов, которые за месяц будут перевозить порядка 15 тыс. пассажиров", - привели цифры в фонде.
Ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев рассказал, что средства программы льготного автокредитования планируют направить на обновление автобусного парка.