Регулирование стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане отменяется. Об этом сегодня на пресс-конференции в Астане заявил первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, передает LS.
По словам Сагинтаева, причиной для принятия такого решения послужила неспособность отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом, а также переход на плавающий курс тенге.
"В целях исключения дефицита бензина на АИ-92 и АИ-93 на внутреннем рынка отказаться от государственного регулирования цен на бензин данных марок. Возможно, это повлияет на инфляцию, но чтобы этого не допустить, мы будем смотреть за поведением рынка. Основные игроки общеизвестны, вы их прекрасно знаете. В случае, если они будут нарушать антимонопольное законодательство, то в отношении них будут применяться меры из-за установления монопольных высоких цен. Мы не будем допускать фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке", - прокомментировал он.
При этом Сагинтаев отметил, что цены на дизельное топливо и бензин марки АИ-80, как и раньше, будут регулироваться.
Между тем, по информации министра энергетики Владимира Школьника, АИ-92 будет стоить 140-150 тенге за литр. "Может, будет 140,150 или 142-143. Но где-то в этой районе. Конечно, может быть некий всплеск, но потом мы ожидаем, когда вся ситуация (…), правительство не допустит кому-то заработать. Есть антимонопольное законодательство, есть защита конкуренции. Мы ожидаем, что после ситуация на рынке придет в нормальное русло. Сейчас никто не может сказать, тем более это зависит от волатильности на рынке. Вокруг нас, в других странах выше. У нас будет ниже все-таки, чем в других странах, потому что Казахстан все эти годы субсидирует топливо для наших граждан. Если нефть, которую мы продаем на рынке в августе прошлого года при цене $100 за баррель, на наших заводах цена нефти составляла порядка $40 за баррель. Сейчас при цене $50 за баррель цена на нефть, которая идет на наши НПЗ, составляет чуть больше $20", - высказал свое видение министр.
По словам Школьника, ситуация на рынке нефтепродуктов по всей корзине достаточно стабильна за исключением бензина АИ-92. Так, запасы дизельного топлива в Казахстане составляют более 300 тыс. тонн, "посевная и уборочная кампании обеспечиваются с избытком". Также удешевленное дизельное топливо поставляется производителями своевременно. Более того, подготовка к зиме идет по плану, мазут для коммунальных нужд также поставляется в достаточном количестве.
"Единственная проблема - АИ-92, и ее надо решать. Пока есть дефицит, мы производим 2 млн тонн в году 92-го бензина на наших трех заводах, а 1 млн 100 тыс. тонн завозим. Цена бензина, по которой мы можем купить в России, Беларуси с учетом транспортировки, гораздо выше той предельной цены (108 тенге за литр – прим. LS), которую мы установили. Представьте, как можно регулировать цену бензина и устанавливать предельные цены, когда такая волатильность на рынках и цена на нефть меняется, соотношение валют к доллару меняется", - подчеркнул министр.
При этом Школьник напомнил, что в Казахстане не регулируется цена на АИ-95. "Цена на него достаточно нормальная. ИА-95 стоит от 119 до 130-135 тенге за литр. Когда закончится модернизация наших трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и своего продукта будет достаточно, значит будет насыщение рынка уже вне зависимости от внешних факторов", - полагает он.
Между тем министр подсчитал объем потребления АИ-92 в стране. "Минимальные остатки АИ-92 в Казахстане составляют 200 тыс. тонн на начало каждого месяца. В июне-июле ежемесячное потребление было 300 тыс. тонн. Понятно, этот объем перекрывается обычно наличием остатков. На начало сентября остатки по стране составляют 225 тыс. тонн, за предыдущий период мы какой-то запас накопили. Ежемесячный объем потребления - порядка 270-280 тыс. тонн.", - приводит данные Школьник.
Отвечая на вопрос, с чем связано решение отменить регулирование, министр привел небольшой расчет: в 2014 году в сентябре цена на нефть составила $110 за баррель, курс – 182 тенге, бензин – 128 тенге за литр. "Если 128 разделить на 182, он стоит 70 центов за литр. Сейчас цена на нефть - $50 за баррель, курс – 240 тенге, бензин – 108 тенге за литр. Это 40 центов за литр. Сравните 70 и 40 центов. Понятно, что завести такой бензин невозможно. Он поднимется", - подчеркнул он.
Как ранее прокомментировали эксперты LS, в Казахстане ожидается рост цен на бензин на уровен 30%-40%.