Несмотря на падение мировых цен на нефть, в настоящее время в Казахстане есть предпосылки для повышения стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ). Участники рынка и потребители ждут объявления новых цен как чего-то неизбежного, гадая, насколько подорожает топливо. Этот же вопрос LS задает аналитикам рынка.
По подсчетам директора компании Oil Gas Рroject Жараса Ахметова, при текущей стоимости нефти на мировых рынках цена поставок на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) страны должна быть в районе $80-90 за баррель.
«При текущем курсе тенге, чтобы выдержать такую цену, стоимость ГСМ необходимо поднять на 30-40%. Если этого не сделать, цена нефти на НПЗ будет в районе $60, а это с учетом налогов практически убыток – проще закрыть скважины», – говорит он.
Отметим, что причиной обращения LS к экономисту за комментариями стало проведение плановых ремонтных работ на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) с 20 сентября по 16 октября текущего года. Впрочем, на время капитального ремонта на АНПЗ переработка нефти не будет прекращаться, а лишь снизятся объемы переработки. Однако в текущем месяце еще один крупный производитель топлива – Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) – будет временно приостановлен для профилактических работ. Об этом ранее сообщали представители министерства энергетики страны.
Для Казахстана, который пока не может полностью обеспечить собственный рынок необходимым объемом ГСМ, сокращение производства может привести к дефициту и, как следствие, к повышению стоимости. Но, как ранее сообщал LS со ссылкой на Минэнерго, этим летом все отечественные заводы работали в штатном режиме, вырабатывая ежемесячно по 250 тыс. тонн бензинов, а также 390 тыс. тонн дизельного топлива. Кроме того, были поставки из соседней страны – порядка 100 тыс. тонн в месяц в рамках двустороннего соглашения между правительствами двух стран о торгово-экономическом сотрудничестве в области нефти и нефтепродуктов из России в Казахстан от 9 декабря 2010 года. Всего, согласно данному документу, в 2015 году запланирована отгрузка 1,1 тыс. тонн бензина и 520,0 тыс. тонн дизельного топлива.
Еще один немаловажный нюанс – разница в цене. Средняя стоимость бензина марки АИ-92 в России составляет 126 тенге. То есть дороже, чем в Казахстане. На данный факт обращает внимание и председатель правления BRB Invest Галим Хусаинов.
«Необходимо понимать, что когда казахстанский бензин становится дешевле, возникает проблема с приграничным экспортом и вопрос дефицита бензина на нашем рынке снова станет актуальным. Поскольку получится обратный процесс, когда казахстанский ГСМ будет продаваться в Россию», – комментирует он.
В связи с этим эксперт считает, что стоимость бензина на внутреннем рынке нужно повышать. Причем на формирование стоимости ГСМ, по словам Галима Хусаинова, влияет множество факторов. Среди главных он выделяет четыре: первый – разница в цене с Россией, второй – изменение курса тенге, автоматически увеличившее стоимость сырья, так как нефть котируется в долларах. Третий – стоимость переработки на заводах. Существующие заводы находятся в процессе реконструкции, а это в свою очередь большие затраты, привлечение заемного финансирования. Эксперт отмечает, что для обслуживания займов необходимо увеличение стоимости переработки, поэтому этот фактор также влияет на увеличение стоимости ГСМ. Финансист также констатирует и сезонное повышение вывозных пошлин на мазут.
«Текущая глубина переработки на наших НПЗ, в особенности на АНПЗ, очень низкая, и получается большая доля мазута, которая в большей степени экспортируется. С введением сезонных пошлин в период отопительного сезона, внутренняя цена на мазут падает, что требует покрытие убытков за счет светлых нефтепродуктов, что возможно только за счет повышения цен на ГСМ», – уточняет собеседник.
Стоит напомнить, что эксперты по топливному рынку уже не в первый раз поднимают вопрос о повышении стоимости ГСМ. Так, почти год назад ведущий аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлен Бадыхан отметил, что справедливая стоимость может составить около 150 тенге.
«Причем это цена справедлива не с точки зрения потребителя, а с точки зрения производственных затрат, транспортировки и окупаемости. Как потребитель бензина, я сам ратовал бы за цену в 50 тенге за литр АИ-92», – комментировал он. Другие эксперты называли цифры от 141 до 146 тенге. Вспоминая эти расчеты, надо помнить, что подобные высказывания звучали при средней цене на нефть в $100 за баррель. За год сырье подешевело почти на 60%, несколько раз пересматривался бюджет республики и заложенная в ней цена на черное золото.
С другой стороны, как уже упоминал Хусаинов, с переходом Казахстана на плавающий курс тенге, американская валюта подорожала на 34,1% (с 188,11 тенге/$1 на 18.08 до 252,26 тенге/$1). Это в свою очередь привело к повышению стоимости ряда товаров и услуг. Сейчас автовладельцы внимательно следят за новостями и стараются заправить полные баки.
Пока профильное ведомство молчит. Экономист Ахметов объясняет выжидательную позицию правительства сложностью ситуации. «Рост цен может поднять градус общественного недовольства. Поэтому правительство стоит перед сложным выбором и какое оно примет решение, предугадать трудно», – заключил он.