В Казахстане к 2025 году планируют внедрить интеллектуальную транспортную систему (ИТС). В министерстве индустрии и инфраструктурного развития назвали LS стоимость.
По информации ведомства, в ближайшие четыре года на ее введение понадобится 35,1 млрд тенге. В том числе в 2022 году – 14 млрд тенге, в 2023 году – 2,2 млрд тенге, в 2024-м – 15,9 млрд тенге, в 2025 году – 3 млрд тенге.
В министерстве отметили, что данная система позволит увеличить транзитный потенциал, сформировать сервисную инфраструктуру международного уровня и сети торгово-логистических центров для осуществления мультимодальных перевозок. Также будут определены потребности дальнейшего развития инфраструктуры.
Ожидается, что к 2025 году объем перевозок транзитных грузов всеми видами транспорта вырастет более чем в 1,5 раза до 30 млн тонн. В том числе контейнерных перевозок – в два раза за счет повышения скорости и сервиса. В 2019 году данный показатель составлял 19,5 млн тонн.
Экономический эффект от внедрения ИТС должен составить порядка 380 млрд тенге. По системе взимания платы 30 млрд тенге ежегодно, по специальным автоматизированным измерительным средствам 44,7 млрд тенге до 2025 года, по системе управления дорожными активами 110 млрд тенге, по e-freight – 15 млрд тенге.
Сама система будет внедряться на основе технологии блокчейн с использованием больших данных. Она будет заниматься планированием и формированием грузо- и пассажиропотоков, отслеживать движение грузов в онлайн-режиме, выполнять таможенные операции.
Для этого в ИТС внедряют 11 компонентов. Первый – комплекс технических средств для автоматизации платы за пользование автодорогами, который с 2013 года уже функционирует на участке Астана-Щучинск. Данный комплекс будет внедряться по всей стране.
В том числе будет планируется капитальный и средний ремонт 11 тыс. км трасс республиканского значения за 386,3 млрд тенге. Взимание платы на них доведут до 45% в 2025 году (20% – в 2022 году).
Второй компонент – специальные автоматизированные измерительные средства. Они будут бесконтактно взвешивать транспортные средства в движении, что исключит безосновательные остановки.
Также будут внедряться системы управления дорожным движением, анализа и прогнозирования климатических условий, видео-мониторинга и выявления нарушений ПДД и другие.
В результате ИТС будет управлять дорожным движением и работой всех видов транспорта, обеспечивать безопасность и мониторинг дорожного движения, информировать, собирать данные для оценки ситуации, формировать базу.
Помимо этого, за счет внедрения системы, улучшится проектирование и обслуживание дорог.
Между тем, согласно информации министерства торговли и интеграции, для развития логистики и транзита Казахстан планирует создавать бондовые склады, на которые в мире приходится в среднем 10-30% товарооборота стран. За счет этого складская инфраструктура в стране будет задействована эффективнее. Ожидается увеличение бюджетных поступлений от таможенных пошлин.
При этом за счет возможностей для перенаправления объемов интернет-посылок через территорию Казахстана от общего объема перевозки в Европу логистические компании Казахстана к 2025 году смогут получить доходы от 132 млрд до 1,27 трлн тенге.
Вместе с тем возникает необходимость наладить транспортную связанность, включающую авто, авиа и ж/д линии. На эту цель, по информации МИИР, до 2025 года будет направлено 7,6 трлн тенге. В том числе в 2021 году – 1,5 трлн тенге, в 2022 году – 1,8 трлн тенге, в 2023 году 1,3 трлн тенге, в 2024 году – 1,3 трлн тенге, в 2025 году – 1,6 трлн тенге.