Ретейлу придется подстроиться под скупого покупателя

Торговым сетя придется научиться жить в период неопределенности

29 ноября 2018 года
    

Аналитики советуют забыть ретейлу о живительном для экономики потоке нефтедолларов, доступных длинных деньгах и о расточительных покупателях, передает LS.

По словам лидера аудита розничной торговли Nielsen Казахстан Мадины Сейсенгалиевой, до 2015 года рост ВВП в стране происходил двузначными темпами. Казахстан был островком роста для многих производителей и игроков.

"Росло благосостояние населения, зарплаты, потребительская уверенность. Но в 2015 году цены на нефть упали, тенге отпустили в свободное плавание. Темпы роста ВВП впервые за последние пять лет были на уровне 3%. В 2016 году произошло восстановление. В текущих ценах мы выросли на 11%. Однако, если смотреть на структуру ВВП, то 95% роста приходилось на повышение цен. В физическом объеме он достиг лишь 1,1%. В 2017 году ситуация улучшилась. В физических объемах мы выросли на 4%, но, по прогнозам Валютного фонда и Всемирного банка, рост в 2019-2020 году слегка замедлится", - пояснила она в ходе форума Exim Big Deals 2018.

По ее словам, зарубежные аналитики в ближайшие пять лет стремительного роста экономики Казахстана не прогнозируют. Рост будет ниже глобального показателя и показателя развивающихся стран. Прежнего бума реальных доходов также не будет.

"Когда экономика росла двузначными темпами - мы богатели. Каждый год казахстанцы могли себе позволить больше. Начали выезжать за границу, позволять себе тратить в магазинах больше денег. Но в 2009 году вслед за понижением доходов населения пошли вниз показатели и розничной торговли. Далее экономика вновь активно развивалась, а в 2015 году кризис опять внес свои коррективы. Однако мы видим, что после этого кризиса восстановление экономики не такое стремительное, как после кризиса 2009 года. В этот раз по покупателям, по розничной торговле и по производителям ударил гораздо ощутимее", - добавила она.

Сейсенгалиева напомнила, что в период неопределенности покупатель становится более чувствителен к цене, которую он видит на полке. А доля промо значительно вырастает, потому что клиент всегда ищет способы сэкономить.

"Ретейлерам и производителям придется искать другие пути развития. Как мы увидели, неэффективные сети с началом кризиса сразу же закрылись. Поэтому ретейлерам нужно вкладываться в качественный рост. Смотреть, что ты предлагаешь покупателю на полках магазина, как ощущает себя покупатель, как он выбирает твой бренд. Вызывать больше лояльности. В ближайшие три-четыре года этот умеренный рост экономики сохранится. Но когда-нибудь мы из этой стагнации выйдем, и тогда выиграют те, кто делает ставку на инновации уже сейчас", - заявила Сейсенгалиева.

По ее словам, Казахстан очень сложная страна для работы общереспубликанских торговых сетей: большие расстояния, погодные условия и дорогие длинные деньги. Открывать магазины общенациональных сетей, как в России, сложно Поэтому в Казахстане активно развиваются локальные игроки.

"В ближайшие три года монополизации рынка не предвидится. Для локальных игроков это будет плюсом, потому что у них сейчас есть время развиваться, вырабатывать конкурентные преимущества, повышать лояльность. А когда длинные деньги станут более доступными, республиканские сети могут начать активную экспансию во все регионы, и местным игрокам будет очень тяжело с ними конкурировать", - заключила Сейсенгалиева. 

Справка 

Exim Big Deals 2018 - форум, на котором крупнейшие ретейлеры и дистрибьюторы Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызcтана и Армении встретились на одной площадке и чтобы обсудить насущные вопросы ретейла  и обозначить главные тренды развития рынка на ближайший год. 

  

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.