Какие убытки понесет казахстанский бизнес после запрета России на транзит украинских грузов

Выбор альтернативного маршрута вызовет удорожание и неудобство для отечественных предпринимателей.

7 июля 2016 года
    

Казахстанские предприниматели понесут потери из-за отказа России пропускать через свою территорию транзитные грузы в Казахстан. Об этом LS сообщила заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Дана Жунусова.

Она считает, что для бизнеса ничего хорошего такое решение соседей не принесет. При этом топ-менеджер НПП признает, что принятие подобных мер является суверенным правом России.

"Тема возобновления свободного транзита украинских товаров по территории России, наверное, была всегда актуальна для Казахстана. И, как мы видим по последнему указу, Россия явно не намерена менять свою внешнюю политику, и это ее суверенное право", – замечает она.

Дана Жунусова утверждает, что с запретом эти товары многократно подорожают для казахстанцев – транзитный маршрут через Украину гораздо короче, а значит и выгоднее для перевозчиков и бизнеса.

"Географически мы расположены от Украины дальше и для нас украинские товары станут втридорога, потому что мы пойдем альтернативным маршрутом – через транскаспийский маршрут. А это значит, что необходимо совершить две паромные переправы, перейти через сухопутный маршрут и, да, это вызывает удорожание. Можно сказать, что в зависимости от груза и вида транспорта один фрахт станет дороже от $4 тыс. до $7 тыс.", – констатирует она.

Как напомнила Жунусова, НПП предупреждала перевозчиков о возможном введении запрета и советовала рассмотреть иные маршруты. Однако на одном из таможенных постов России скопились машины с украинским грузом для Казахстана.

"На сегодняшний день у нас на Смоленском таможенном посту – это российско-белорусский участок дороги, тот пункт пропуска, который был определен еще первым указом, – по данным автотранспортных ассоциаций, имеется около 50 машин, которые следуют в направлении Казахстана с товаром. Из них не более 10 казахстанских перевозчиков, я думаю. Эти данные пока не подтверждены, мы сейчас выясняем обстоятельства. Эти машины заехали на территорию смоленской таможни, по их словам, до 1 июля, то есть 30 июня. У них получился временной лаг из-за смены одного указа на другой, они не успели пройти", – пояснила она.

После того, как будут выяснены точные обстоятельства сложившейся проблемы, по заверениям топ-менеджера НПП, будет подготовлено обращение в правительство Казахстана, с просьбой помочь перевозчикам. Дана Жунусова еще раз отметила, что  если машины вернутся и выберут альтернативный маршрут, это вызовет удорожание и неудобство для отечественных предпринимателей.

Вместе с тем она указала на пункт 1.2 пресловутого указа, по условиям которого правительства Казахстана и, в данном случае, Украины могут обратиться к российским коллегам и определить список чувствительных товаров, которые могут быть поставлены в РК транзитом через РФ.

"Мы такой анализ проводили, это в основном промышленные группы товаров, где наши производства в какой-то степени  зависят от комплектующих украинского происхождения. Сейчас мы будем прорабатывать эти пункты совместно с нашим правительством. После того, как проработаем, я надеюсь, что обратимся к правительству России, чтобы урегулировать этот вопрос", – поспешила успокоить Жунусова.

В свою очередь заместитель председателя комитета государственных доходов министерства финансов Госман Амрин считает, что политический конфликт не должен затрагивать предпринимателей.

"Я откровенно поддерживаю тезис о том, что если есть какие-то проблемы, не должно это на бизнесе отражаться. Моя оценка, мое личное мнение – это неправильно, так как нарушает свободу транзита. Потому что груз идет не в Россию, а в другие страны. Опасения были, они (россияне) говорят всегда: "Пишут "Кыргызстан", "Казахстан", а весь товар идет в Россию". И мы дали гарантии, что товар не уйдет в другую страну.  Но, наверное, есть какие-то другие основания", - допускает он.

На его взгляд, опасения российской стороны вызваны тем, что Украина открыла границы с Европой, и теперь очень сложно определить чьего производства товар завозится из страны.

"Украина входит в зону свободной торговли со странами СНГ, в том числе и с Казахстаном, и у них ставки нулевые. Теперь, когда она открыла с Европой (границы - прим. LS), они там обнулили ставки и сюда уходят под ноль товары, и нет уверенности, что это украинский товар, а не европейский. Поэтому у России была проблема, чтобы создать систему и видеть происхождение товара. Мы говорим, раз они вошли (зону свободной торговли с ЕС – прим. LS), тогда надо выходить из зоны, чтобы они платили как все другие страны таможенные пошлины по тем ставкам, которые есть", – пояснил Амрин.

Он добавил, что по ряду товарных позиций оборот между Украиной и Казахстаном снизился. Однако, по его признанию, это не самые критичные товары. По пропуску чувствительной для республики продукции правительство готовится вести переговоры с российской стороной.

"Это плохо для транзита, не для украинских товаров. Если кто-то из Европы идет и заходит на Украину и идет дальше – товар считается украинским. Я знаю, что правительство, глава государства поставили вопрос, чтобы они пропускали особый перечень товаров, чувствительных. Если там конфеты, у нас своих конфет хватает. Но есть часть товаров, которые просто нам нужны", – подчеркнул представитель комитета госдоходов.

Единственным эффективным и устраивающим все стороны решением Госман Амрин считает налаживание отношений между Россией и Украиной.

"Путь решения очень простой – я надеюсь на серьезные улучшения, насколько я понимаю, какое-то сближение будет происходить. Но пока мы исполняем то, что есть: раз ничего не идет, мы просто пытаемся с бизнесом найти выход, чтобы они просто шли иным маршрутом", - заключил он.

Напомним, Россия ввела запрет на перевозку товаров и грузов из Украины в Казахстан через свою территорию с 1 июля. 

Ранее LS подготовил инфографику по импорту товаров из Украины в Казахстан
Ukraina

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.