Транспортной-логистический хаб (ТЛХ) будет создан в Алматинской области. Такие планы озвучили LS в профильном ведомстве.
По информации министерства транспорта, совместно с нацкомпанией "Қазақстан темір жолы" и акиматом региона прорабатывается вопрос проекта ТЛХ, так как через него проходят основные маршруты.
Например, за 10 месяцев 2023 года объем перевозок грузов по международным коридорам через Алматы составил 54 тыс. тонн по линии ТРАСЕКА, 212,1 тыс. тонн через Трансазиатский коридор (южное направление).
В связи с этим в регионе реализуется ряд проектов.
В том числе начато строительство железной дороги в обход станций Алматы. В Минтрансе пояснили, что железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем в 2022 году превысили 23 млн тонн и показали исторический максимум. С начала 2023 года данный показатель вырос еще на 22%. В этих условиях железнодорожный узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов, испытывает повышенную нагрузку.
Ожидается, что обходная дорога позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек-Бек, минуя станции Алматы. Нагрузка снизится на 40%.
В данном коридоре алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и станция "Алматы-2". С появлением новой линии значительно сократится срок доставки грузов.
В Минтрансе отметили, что доля местного содержания в рамках строительства будет не менее 85%. Появится 1,4 тыс. рабочих мест в ходе прокладывания пути, а при эксплуатации железной дороги – порядка 500 рабочих мест.
В целом будет уложено 130 км путей, построено три станции, 13 мостов, пять железнодорожных и один автомобильный путепроводы.
"Данный проект ускорит пропуск транзитных грузов назначением на Центральную Азию, Европу и порты Каспийского моря", – пояснили в министерстве.
Вторым проектом, который уже сдали в эксплуатацию, в ведомстве назвали запуск Большой Алматинской кольцевой автодороги.
По информации ведомства, это первый концессионный проект в истории Казахстана. Его начали строить на основе турецко-корейского консорциума и должны были завершить в 2024 году. Но из-за полномасштабных работ проект удалось сдать раньше.
Дорога была построена за счет собственных средств инвестора. В ближайшие проект 16 лет будет на гарантии.
"Теперь расстояние в 66 км можно будет преодолеть всего за полчаса", – заверили в Минтрансе.
В ведомстве отметили, что БАКАД является основой транспортного каркаса Алматинской агломерации. В рамках нового генплана Алматы до 2040 года будут построены шесть радиальных дорог, ведущих к данной трассе.
Ожидается, что БАКАД снизит загруженность дорог Алматы в среднем на 20% за счет предотвращения въезда транзитных грузовиков на территорию мегаполиса.
В целом для создания ТЛХ на данный момент прорабатываются сроки реализации, объем инвестиций и источники финансирования.
Между тем, как ранее сообщили LS в КТЖ, в Алматы появится современная платформа транспортно-логистических услуг и электронной коммерции. Также будет построен терминал.