Ситуация с автоперевозчиками, следующими транзитом через Россию, не разрешилась полностью. Как заявила управляющий директор - директор департамента экономической интеграции Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Дана Жунусова, Федеральная таможенная служба России (ФТС) так и не дала официального ответа на обращения казахстанской стороны, сообщает LS.
"Мы не можем однозначно сказать, что данный вопрос решился, потому что мы не знаем законную основу того, что происходило с 3 сентября. Если бы мы знали, что такой приказ был, можно было бы говорить более открыто. Для нас официальная позиция со стороны ФТС так и не поступила, кроме того комментария, который они издали на своем сайте", - поясняет она.
По ее словам, ФТС объясняет свои действия тем, что сработала система управления рисками - были выявлены недобросовестные автоперевозчики, занимавшиеся лжетранзитом. "ФТС приводит данные о 15 делах, к которым были применены административные меры. Мы считаем, что это частные случаи. Недобросовестные перевозчики есть и у нас, и у них. Но как могут все 150 машин оказаться недобросовестными перевозчиками?", - недоумевает Жунусова.
Она напомнила о договоренности между Казахстаном и Россией о том, что отечественные перевозчики, везущие санкционные товары, не будут подвергаться излишнему досмотру. "Мы гарантируем, что он проедет транзитом и доведет этот товар в Казахстан. Мы не будем реэкспортировать данную продукцию", - уточнила директор департамента НПП.
При этом, добавляет она, проблемы по транзиту с Россией возникают систематически. "Мы на протяжении двух лет ведем переговоры в отношении транзита. Я не могу сказать, что проблема решилась и никогда не повторится. Ни у кого уверенности нет. (...) Своими действиями Федеральная таможенная служба нарушала нормы, о которых мы договорились в рамках союза", - подчеркивает Дана Жунусова.
Она добавила, что сегодня в Москве состоится совместная коллегия руководителей таможенных служб ЕАЭС, во время которой будет также поднят данный вопрос. "Мы очень надеемся, что нормы Евразийского экономического союза останутся незыблемыми и впредь не будут подвергаться сомнениям со стороны Федеральной таможенной службы", - полагает Жунусова.
Напомним, более 100 грузовых машин, следующих в Казахстан из третьих стран, было задержано на казахстанско-российской границе для проведения досмотра. При этом перевозчики несли финансовые убытки. За услуги склада временного хранения они платили 7 тыс. рублей в сутки. Также 600 рублей за выгрузку и загрузку 1 тонны груза. Как отметил вице-министр по инвестициям и развитию Рахим Ошакбаев, действия ФТС грубо нарушали договоренности, достигнутые между Казахстаном и Россией.
Ранее LS сообщал, что российская таможня начала выпускать казахстанские машины без досмотра.