Налоговая система Казахстана нуждается в модернизации, но от ревизии кодекса многого ждать не стоит. Такое мнение выразила LS ведущий аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Евгения Пак.
По словам эксперта, действующие в стране налоговые льготы и преференции носят несистематический характер. Они часто меняются в рамках различных госпрограмм и стратегий развития.
"В связи с этим в первую очередь необходимо упорядочить действующие налоговые льготы, устранить излишние преференции, а также соотнести Налоговый кодекс с Предпринимательским кодексом, поскольку второй создает легальные пути ухода от уплаты налогов", – отметила Пак.
Однако, по ее словам, у работы по упрощению налоговой политики есть и обратная сторона. Это может создать условия, при которых бизнес будет скрывать свои доходы. В качестве примера она привела юридическую форму организации "индивидуальный предприниматель", которая подразумевает возможность ведения упрощенной налоговой отчетности.
"Мало того, что сам контроль за малым и микро-бизнесом крайне сложен со стороны госорганов, так еще и упрощенная налоговая декларация автоматически увеличивает возможности "нечистого" ведения бизнеса, когда часть дохода укрывается. Конечно, упрощенная форма отчетности является одним их факторов легкости ведения предпринимательской деятельности в стране. Но для того чтобы такая легкость не создавала лазейки от сокрытия доходов, требуется в первую очередь наладить контроль за оборотом малого и микробизнеса", – выразила мнение Пак.
Она также сравнила, насколько налоговые поступления в Казахстане отличаются от ситуации в других странах.
"Сейчас же в силу недостатков налогового администрирования у нас следующая статистика: в отличие от постсоциалистических стран Европы в Казахстане доля государственных поступлений к ВВП практически в два раза ниже, за исключением 2005-2006 годов. А налоговые поступления к ВВП и вовсе имеют нисходящий тренд за весь период 2000-2019 годов", – привела статистику аналитик.
Пак считает, что, таким образом, фискальная система Казахстана нуждается в дальнейшей модернизации, особенно на фоне текущего кризиса, причиной которого стал коронавирус. Но она не верит в эффективность ревизии Налогового кодекса, которую инициировал президент Касым-Жомарт Токаев.
"Давайте вспомним, что упростить законодательство Казахстан пытался и ранее, когда в 2018 году вступил новый Налоговый кодекс. Конечно, тогда основное изменение было внесено в идеологию: все спорные вопросы стали решаться больше в пользу плательщика. Однако само налоговое законодательство, его нормы не стали проще для рядовых граждан. Поэтому больших ожиданий на эту ревизию я также не возлагаю", – заключила Пак.
Ранее эксперт скептически высказывалась о мерах господдержки бизнеса в стране.