Корпоративный сектор демотивирован привлекать финансирование на рыночных условиях из-за широкомасштабных госпрограмм. Такие выводы приводятся в исследовании QAMS, передает LS.
В Ассоциации миноритарных акционеров провели опрос среди профучастников на тему развития и проблем фондового рынка. В исследовании отметили, что с 2008 года как ответ на банковский кризис, вызванный активным кредитованием строительной индустрии, в Казахстане активно применяется практика госсубсидий. В общей сложности было утверждено не менее 18 госпрограмм общим объемом финансирования 36,7 трлн тенге. Девять из них (на 19,2 трлн тенге) предусматривают прямое или косвенное финансирование корпоративного сектора. Для сравнения: объем банковских кредитов юрлицам на начало марта 2021 года составил около 7 трлн тенге.
"Итогом широкомасштабных госсубсидий стало то, что корпоративный сектор демотивирован привлекать финансирование на рыночных условиях. По словам одного из респондентов, более-менее привлекательные эмитенты имеют доступ к госпрограммам – финансирование несырьевого сектора. У них нет стимула идти на фондовый рынок за рыночным фондированием, они могут это получать по таким проектам" – пояснили в исследовании.
Читайте также
В опросе также подчеркнули, что самыми крупными "камнями" на входе в казахстанский РЦБ являются низкая ликвидность рынка (37% опрошенных). Все остальное вторично.
В исследовании напомнили, что по данным на 10 мая этого года общая капитализация рынка "голубых фишек" (без учета KazMinerals) достигла $32 млрд (19,6% к ВВП). Для сравнения: индекс "голубых фишек" Московской Биржи включает 15 наиболее ликвидных эмитентов российского фондового рынка с общей капитализацией $193 млрд (13,5% к ВВП России за 2020 год). А индекс малазийской фондовой биржи FTSE KLCI включает 30 эмитентов с общей капитализацией на конец 2020 года – $400 млрд (около 110% к ВВП Малайзии).
Кроме того, респонденты заметили, что также основной проблемой в развитии казахстанского фондового рынка является дефицит эмитентов ценных бумаг.
"Нет хороших историй. Нет таких эмитентов, ценных бумаг, на которых можно было бы достаточно хорошо заработать. Есть несколько хороших компаний, но эти истории можно "купить" и на Лондоне. То есть ради них открывать у локального брокера счет и начинать инвестировать в Казахстан нет смысла. Вместе с тем вхождение Казахстана в индекс MSCI позволило бы существенно повысить долгосрочный зарубежный спрос на акции казахстанских эмитентов. Однако для достижения этой цели необходимо, как минимум, расширить список "голубых фишек", – говорится в исследовании.
Вместе с тем для развития этого сектора необходим комплекс мер, а не отдельные меры. В частности, ускоренная и инклюзивная (с вовлечением розничных инвесторов) приватизация; стимулирование долгосрочного институционального спроса на ценные бумаги путем развития конкуренции в управлении пенсионными активами; либерализация нормативного регулирования.
"Приватизация нужна не ради приватизации, а как способ сокращения государства в экономике. Максимальный доход от продажи госактивов не должен быть приоритетом. Сочетание административного "кнута" и долгосрочной мотивации менеджмента будут эффективным инструментом для ускорения приватизации. Можно рассмотреть разную систему оплаты труда в публичных и непубличных компаниях квазигоссектора, а также оплату опционами на акции в качестве бонусов", – перечислили в ассоциации.
Читайте также
По мнению профучастников, для развития РЦБ необходимо выполнить несколько шагов.
Во-первых, ускоренная приватизация (6-8 компаний в течение трех лет) через IPO "дочек" и "внучек" госхолдингов.
"В этом случае появится интерес иностранных институциональных инвесторов к локальному рынку. Нерезиденты "не придут" в Казахстан за одной или двумя инвестиционными идеями. Также у страны появится больше шансов попасть в индекс MSCI, что станет прямой дорогой для ценных бумаг местных эмитентов в портфели западных фондов", – считают в QAMS.
Во-вторых, нужно разделить компании-кандидаты на приватизацию путем IPO на две группы: 1) наименее подготовленные – размещение на внутреннем рынке небольших пакетов акций (не более 10%) с существенным дисконтом к оценочной стоимости. При этом установить ключевые показатели эффективности менеджмента, способствующие росту рыночной капитализации эмитента. 2) наиболее подготовленные – размещение на внутреннем и внешнем рынках крупных пакетов акций (не менее 25%).
В-третьих, предоставить вкладчикам ЕНПФ возможность использования всей суммы пенсионных накоплений для передачи в управляющие компании.
В-четвертых, госпрограммы сократить до минимума социально значимых.
В-пятых, рассмотреть возможности использования правовой инфраструктуры МФЦА для развития и улучшения практики разрешения корпоративных споров.
В-шестых, провести либерализацию нормативного регулирования инвестиций в ценные бумаги.
"В условиях глобальной цифровизации не развивать местный фондовый рынок означает – создавать условия для оттока капитала на зарубежные рынки. При этом любые административные ограничения в отношении движения капитала в современных реалиях будут иметь обратный эффект. При этом, по мнению респондентов, политическая воля необходима в таких направлениях, как приватизация и снижение доли государства в экономике, развитие институциональной инфраструктуры, конкуренции, верховенство закона", – отметили в ассоциации.
Между тем опрос среди потенциальных эмитентов показал следующие демотивирующие факторы для выхода компаний на фондовый рынок:
- боязнь потери контроля или неготовность делиться властью в области корпоративного управления;
- ограниченность внутреннего фондового рынка, низкая ликвидность;
- неразвитость институциональной инфраструктуры;
- жесткие нормативы инвестиций в ценные бумаги для институциональных инвесторов;
- дороговизна заимствований при текущей базовой ставке.
"У нас ключевое различие в базовой ставке: в России и Казахстане. Помимо всего прочего, есть фактор как ликвидность. Российский рынок намного ликвиднее, чем казахстанский. Тем более у нас существует двойственность, когда мы имеем две фондовые площадки. Несформировавшийся рынок мы пытаемся делить на два. Причем без конкретной стратегии от каждой из площадок. Однако ключевым фактором является отсутствие в нашей стране очевидной премии за транспарентность бизнеса, получение статуса публичной компании в результате выхода на открытый рынок. Собственники компаний в Казахстане не готовы раскрывать важную для инвесторов информацию, включая конечных бенефициаров, структуру владения бизнесом", – пояснили в исследовании QAMS.
При этом большинство респондентов уверены, что развитие конкурентного рынка управления пенсионными активами может стать драйвером развития РЦБ.
"Частные компании конкурируют не между собой за выбор вкладчиков, а с вариантом использования пенсионных выплат на приобретение недвижимости, поскольку данная опция позволяет вывести накопления в кеш. По данным на 5 мая только 3,2 млрд тенге были переведены под управление частных компаний. Данный тренд продолжится, поскольку у вкладчиков пенсионного фонда есть мотивация выводить накопления. А вот частные компании в таком случае будут вынуждены свернуть деятельность из-за нерентабельности. Поэтому необходимо предоставить вкладчикам ЕНПФ возможность использования всей суммы пенсионных накоплений для передачи в управляющие компании. Вкладчик должен иметь возможность изъятия всей инвестиционной доходности (по итогам года). Компании должны иметь больше пространства в выборе валютной структуры портфеля и финансовых инструментов, доступных для инвестиций", – резюмировали в исследовании QAMS.