В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) считают, что государству необходимо пересмотреть подходы к реализации антикризисных программ, передает LS.
По информации аналитиков АФК, на сегодняшний день в Казахстане представлено более 20 госпрограмм (без учета региональных), но отсутствует единый оператор по ним.
"По ряду из них за счет револьверного метода освоения, когда суммы погашения используются для выдачи новых займов или при наличии высокого спроса, показатели освоения находятся вблизи 100% или даже превышают объемы выделенных средств (например, льготное автокредитование – 257%, "Еңбек" – 99%, ГПИИР – 78%)", – уточнили в ассоциации.
Однако по другим программам освоение не столь значительное, так как COVID-19 и его последствия внесли свои коррективы и предприниматели стали взвешенно оценивать свои возможности по погашению даже удешевленных кредитов.
"По "Экономике простых вещей" на 23 апреля 2021 года принято 1490 заявок почти на 1,2 трлн тенге, из них одобрено банками 1052 на 904 млрд тенге, подписано 882 проекта на 616 млрд тенге. Разница объясняется тем, что 28% заявок были отозваны предпринимателями в связи с пересмотром планов модернизации или расширению бизнеса. Либо выбором других программ, таких как "ДКБ-2025", "Даму-Ондирис" и тому подобное", – пояснили аналитики.
Вместе с тем основными проблемами для эффективного освоения госпрограмм со стороны предпринимателей, как считают аналитики, остаются сложность изложения условий программ и информационный барьер (не все предприниматели знают о наличии соответствующих программ поддержки). А также свою роль играет установление встречных обязательств для бизнеса.
"Некоторые программы не позволяют финансировать предпринимателей, которые запустились и реализовались как инвестиционный проект, но испытывают трудности с оборотным капиталом в процессе производства. Очевидно, что, помимо запуска проекта и начальной поддержки оборотного капитала, компания будет и в последующем нуждаться в деньгах. Сейчас на рынке практически нет бизнеса, не испытывающего трудностей с оборотными средствами и нуждающихся в поддержке именно производственного цикла", – подчеркнули в АФК.
Кроме того, по мнению аналитиков, возможности рефинансирования текущей кредитной задолженности по госпрограммам создало бы для предпринимателей благоприятные условия с выбором альтернативного фининститута или перехода из квазигосинститутов в банки в случаях изменения бизнес-проекта.
В АФК считают, что необходимо дальнейшее улучшение координации между госорганами и многочисленными операторами программ в части своевременной оптимизации объема выделяемых средств с учетом потенциального спроса со стороны предпринимателей. А также исключение дублирования их условий и совершенствование системы мониторинга.
"Государству необходимо пересмотреть подходы к реализации антикризисных программ, постепенно сокращая объемы финансирования и субсидирования ставок вознаграждения. На наш взгляд, взаимоотношения кредиторов с заемщиками должны строиться на рыночных принципах, а акцент господдержки должен смещаться на меры прямой нефинансовой поддержки (информационно-аналитическое обеспечение, развитие компетенций предпринимателей, предоставление сервисной поддержки)", – резюмировали в ассоциации.
Ранее LS писал о том, что с 2023 года Национальный банк начнет поэтапный выход из госпрограмм поддержки экономики. Позже в ведомстве объяснили данное решение.