Товары в Казахстане могут значительно подорожать из-за непрозрачности работы "Оператора РОП" (Расширение ответственности производителей), считают казахстанские предприниматели. Свои опасения по поводу ценообразования утильсборов на упаковку они высказали на пресс-встрече в Алматы, сообщает корреспондент LS.
По словам бизнесменов, основной оператор утилизации, являясь товариществом с ограниченной ответственностью, не обязан отчитываться по поводу своей деятельности. Таким образом, предприниматели не знают, на какой основе складывается стоимость утилизационного сбор,а и не могут отследить деятельность РОП.
"Отсутствие прозрачности вызывает опасения. Мы не знаем, на каких основаниях устанавливаются цены. Сейчас они за одну тонну стекла предлагают 1 МРП, что в разы ниже того, что предлагали полгода назад. Нас беспокоит то, что они не объясняют причины своих запросов. Сегодня РОП может снизить сбор, а завтра поднять. И теперь мы, как производители или импортеры, даже не знаем, какую сумму закладывать в бюджет, при таком раскладе цены на продукты могут значительно подорожать. От 5-7% и выше. То же стекло в бутылке по весу будет равноценно его содержимому, что увеличивает стоимость в два раза", - директор по корпоративным отношениям и связям с правительством одной из пивоваренных компаний Казахстана
Он отметил, что, если бы появился наблюдательный совет, в составе которого будут участвовать предприниматели, ценообразование можно будет сдерживать. Бизнесмены смогли бы договариваться по поводу стоимости продуктов и находить компромиссы.
"Сейчас влияние на стоимость товара не представляется возможным. У нас, конечно, есть альтернативы. Например, если предприниматель будет перерабатывать 30% своего сырья, то может не платить сбор "Оператору РОП". Но нам невыгодно это делать, потому что мы обязаны строить при себе завод, пытаться собрать со всей страны свою продукцию назад. И мы не можем даже нанимать те мусороперерабатывающие заводы, которые существуют. Это более затратно и увеличивает монополию РОП. И нам придется или повышать стоимость продукта, или увольнять сотрудников. Поэтому мы также предлагаем уменьшить процент переработки или разрешить нанимать компании. Как это делают в Турции, когда несколько производителей кооперируются и создают одну утилизационную систему", - добавил Каскеев.
Исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева отметила, что, согласно исследованию, Center for businesses partnership объем собранных отходов в Казахстане по итогам 2015 года - 3,2 тыс. тонн. Из них на домашние хозяйства и производство, приравненные к бытовым, приходится 86%. Все собранные отходы в полном объеме вывезены, при этом на полигоны попадает более 97%. Доля мусора, который проходит сортировку и в дальнейшем может быть реализовано как вторичное сырье, незначительна и составляет 0,3%, утилизируется только 11,4%. При этом сортировочные производственные мощности в Казахстане составляют 335 тыс. тонн в год, что в 10 раз меньше объема собранных отходов. При недостатке сортировочных мощностей, загруженность существующих составила всего 3%.
"Мы, как производители, не против утилизации и самой системы РОП. Но мы хотим прозрачности и отсутствия монополии в этом плане. Тогда будет выгодно как предпринимателям, так и покупателям. Пока планируется ввести утилизационный сбор в 2018 году. Но опять же, мы не знаем сумму, что мешает заложить деньги в бюджет, не знаем причины цен и не можем выбирать альтернативу. По примеру автоутиля мы видим, что многое не доработано. И предлагаем до внедрения утилизационного сбора на упаковку уладить все эти вопросы", - заключила Мамытбаева.