18 мая в Казахстане заработали летники и кафе, 25 мая рестораны открываются в Алматы. Редакция LS выяснила, как выживали в период чрезвычайного положения объекты общественного питания.
Операционный директор Parmigiano Group Дмитрий Гулов отметил, что в период ЧП рестораторы теряли около 70-80% выручки. 20-30% были сгенерированы за счет доставки.
"Практически сразу после введения чрезвычайного положения все рестораторы ощутили небывалый спад. Процент доставки от общего оборота составил не более 20-30%. Это средства для выживания и возможности возобновить работу после карантина. О получении прибыли и доходов говорить нельзя", – заметил он.
Гулов добавил, что в период карантина некоторым заведениям пришлось закрыться полностью, так как у них не было возможности работать в режиме ЧП. Он привел в пример то, что в Алматы около 1,9 тыс. ресторанов, общее число заведений общественного питания достигает около 10 тыс. единиц.
"В режиме доставки смогли остаться около 30-40 заведений. Порядка 90-95% сотрудников в период карантина остались не задействованными. Работало очень ограниченное количество персонала", – заметил он.
Дмитрий Гулов пояснил, что после карантина откроются не все заведения. Часть не будет запущена из-за финансовых проблем. В том числе из-за того, что цены на продукты питания и услуги вырастут. Тем не менее ресторанный бизнес в ближайшее время не планирует поднимать цены на свои услуги ввиду того, что покупательская способность казахстанцев упала.
"В ближайшие два-три месяца возврата к предыдущим показателям не будет, так как у людей есть обязательства и они снизят количество своих походов по кафе. Покупательская способность в стране снизилась. Мы надеемся, что к концу 2020 года мы вернемся к докризисным показателям и рынок придет в себя. Что касается изменения цен, мы понимаем, что казахстанцы оказались в зажатом финансовом состоянии, их доходы изменились. В такой период игра со стоимостью невозможна. Поэтому будем думать над тем, как оставить прежние цены, сохранить персонал и оптимизировать финансы", – заметил он.
Руководитель Клуба рестораторов Гульнара Катибаева также отметила, что потери ресторанного бизнеса в период карантина составили 70%. Вместе с тем, по ее прогнозам, 50% заведений сольются после ввода заведений в работу из-за трудного финансового состояния.
"Что касается доставки, то многие объекты общественного питания не сохранили никакой доли своей прибыли и работали в убыток, чтобы сохранить персонал, чтобы те, проще говоря, не умерли с голоду", – заметила Катибаева.
Собеседница LS отметила, что рынок упадет даже после возобновления работы по причине потери дохода у населения.
"Гости заведения будут думать: или поесть за 15 тыс. тенге, или оплатить коммуналку, кредит. Поэтому, однозначно, поднимется фудкорт, рынок продуктов расширится на лето, но и подорожает. В целом для восстановления ресторанного бизнеса в стране понадобится как минимум два года", – заметила она.
Между тем в Chocofood отметили, что заказы после карантина в Казахстане увеличились на 30% по сравнению с докризисным периодом. Рекордным стал апрель, когда время работы с приложением увеличилось в два раза по сравнению с декабрем, хотя этот месяц всегда считается пиковым.
В компании отметили, что после введения карантина и ЧП около 40% ресторанов Алматы вынуждены были приостановить работу полностью либо в каких-то точках.
"В случае постепенного восстановления работы ресторанов с 25 мая 2020 года ожидается большой спрос на посадку, поэтому мы прогнозируем падение в заказах на 10%. Мы надеемся, что это также поможет закрытым ресторанам вернуться в работу не только в офлайне, но и для доставки еды. Не будет резкого падения в заказах, так как за время карантина у людей появилась привычка заказывать еду, увеличилась частота покупок, и многие попробовали заказ еды впервые и продолжат пользоваться услугой. Почти на 50% увеличился приток новых пользователей во время карантина. До сих пор продолжает идти рост заявок от новых заведений на подключение доставки", – сообщили в компании.
Между тем, пока ресторанный бизнес начинает возобновлять работу, в туризме наблюдается 100%-ная потеря прибыли.