Почему в Казахстане необходимо повышать тарифы на комуслуги

Аналитик также сообщил, как осуществить подорожание наименее болезненно 

27 сентября 2017 года
    

В Казахстане вынуждены повышать цены на тарифы ЖКХ из-за сильной изношенности сетей и отсутствия денег для их обслуживания. Такое мнение в беседе с LS высказал независимый эксперт, инженер-теплоэнергетик Жакып Хайрушев. 

Он взглянул на проблему с точки зрения самих субъектов естественных монополий и отметил, что повышение тарифов в первую очередь необходимо для малых региональных энергопредприятий, у которых все коммунальные активы давно выработали свой парковый ресурс. Как следствие, не так легко привлечь инвестора в этот сектор.

Он пояснил, что у крупных теплоэлектроцентралей и населенных пунктов, находящихся рядом с ними, нет проблем с запасом топлива на зиму, с ремонтной кампанией и сбором денег за потребленные услуги. У таких предприятий редко бывает кассовый разрыв в силу наличия мощного акционера.

"А есть ТЭС регионального назначения, интегрированные с территориями, которые поставляют электроэнергию и теплоснабжение через малые компании в близлежащих городах. Здесь все очень сложно из-за слабого менеджмента в силу низких зарплат, коррупции, маленького сбора платежей, ежегодного "латания" дыр, вместо кардинальной модернизации и так далее. Все это обусловлено в первую очередь низкими тарифами и не доработанной методикой тарифооразования. В первую очередь это социальный тариф, который нужно менять вместе с самим подходом", - пояснил он.  

Собеседник LS отметил, что несколько лет назад правительство страны утвердило предельные тарифы и был запущен механизм внедрения инвестиций в развитие генерации и сетевого комплекса. Но должного эффекта эта мера не принесла, по причине отсутствия системного подхода к развитию теплоэнергетики и четкой стратегии ее реформирования.

"Сейчас основными рисками отрасли теплоснабжения является отсутствие специального законодательства в области теплоснабжения, низкая платежная дисциплина, не справедливые тарифы в результате чего потенциальные инвесторы не хотят вкладывать свои финансы в систему теплоснабжения", - заметил он.

По мнению Хайрушева, в этой ситуации есть два выхода: либо повысить тарифы до приемлемого уровня, либо постоянно выделять средства из местного бюджета.

"Но на такие "жертвы" акимат или другой собственник не готов пойти. Ежегодная нехватка свободных денег приводит к серьезному техническому упадку оборудования, в прежде всего производящего тепло, при этом, что все региональные ТЭЦ являются основой теплоснабжения города", - заметил он.

Собеседник спрогнозировал, что для улучшения ситуации на ТЭЦ и ТЭС тарифы должны вырасти существо, но постепенно. Он посчитал, что в каждом случаем нужно подходить дифференцированно, разработав соответствующие правила и методические указания, где удорожание должно соответствовать надежности и качеству предоставляемых услуг.

Хайрушев заметил, что текущий уровень тарифов для казахстанских теплоэнергетиков и коммунальщиков не соответствует поставленным задачам по увеличению экономической добавленной стоимости, производительности труда и получению прибыли.

"Чтобы изменить ситуацию необходимо принять такой метод тарифообразования, который дает инвестору право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. То есть нужно вернуться к рассмотрению вопроса метода RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) - это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Конечно, внедрение данного метода, неминуемо повлечет повышение тарифа, намного превысив уровень инфляции. Но, как я сказал выше, в каждом случаем нужно подходить индивидуально", - объяснил Хайрушев.

Коснувшись вопроса удорожания производства в результате повышения тарифов ЖКХ, собеседник LS отметил, что энергетика в течение 26 лет дотировала промышленность вводя понижающие коэффициенты на потребленную электроэнергию и закрывая глаза на многомиллионные долги.

"Сегодня видимо настало время собирать камни, когда энергетикам необходимы инвестиции, причем колоссальные и не бюджетные. Ведь специалистам давно известно, что при непринятии срочных мер, возможно к 2019-2020 годам действующие коммунальные ТЭЦ окончательно выработают свой парковый ресурс. То есть из энергосистемы страны через каких-то пару лет эти электростанции выбудут. Может быть пришло время подумать нашим промышленным гигантом заняться наконец-то энергосбережением, внедрять в работу современные методы учета энергоресурсов, ведь сегодня современные системы позволяют экономить до 30% электроэнергии и тепла, начать внедрять возобновляемые источники энергии", - заметил он.

Хайрушев отметил, что сегодня законодательство позволяет создать приемлемые условия для потребителя. Например, вводятся проекты, благодаря которым потребление будет зависеть только от самих потребителей: сколько захотел тепла - столько и заплатишь.

"В этом случае, нужно законодательно усилить этот механизм, поскольку данный принцип во всем мире прибыльный, кроме нашей страны. И тогда мы, как потребители не сильно ощутим повышение тарифа", - сообщил специалист.

Тем временем, по его мнению, одной из большой и самой актуальной проблемой теплоснабжения является отсутствие выплат со стороны потребителей. Нормальная работа ТЭЦ и котельных, их модернизация, стабильность энергоснабжения города, напрямую зависят от решения долговой проблемы. В настоящее время все усилия по совершенствованию деятельности теплогенерации дают лишь незначительный эффект.

"Инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие теплоэнергетики, также, по моему мнению, может пугать нестабильность нашей экономики. Так, в 2016 году инфляция в Казахстане составила 8,29%. Показатель ВВП в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 2,9%, а по сравнению с 2010 годом на 5,8%. Дебиторская же задолженность потребителей за тепло и горячую воду в некоторых городах Казахстана превышает отметку в 500 млн тенге, а кредиторская за потребленный газ до 1,5 млрд тенге и наши правоохранительные и судебные органы не проявляют должного содействия в вопросах взыскания этой задолженности. Далее, цены на газ повышались в несколько раз, а тарифы на тепловую энергию единично. Энергетики вынуждены списывать на убытки невозможную к взысканию дебиторскую задолженность потребителей за тепло- и ГВС", - рассказал о еще одних страхах инвесторов Хайрушев.

Напомним, ранее в министерстве национальной экономики сообщили, что система дифференцированных тарифов ЖКХ не оправдала себя. Между тем LS публиковал данные о тарифах ЖКХ в странах ЕАЭС. Как оказалось, по нескольким показателям у Казахстана не самые дешевые цены. В свою очередь эксперты высказали свое мнение по поводу того, как повышение тарифов скажется на потребителях. 

Тем временем президент Нурсултан Назарбаев заявлял, что в Казахстане понадобится повысить тарифы на услуги ЖКХ. В своей речи он пояснил, что в Казахстане наиболее низкие цены на этот вид услуг. В связи с этим в министерстве национальной экономики обосновали данную меру и сообщили, по каким причинам стоимость будет расти.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.