Отменить обязательную регистрацию ИП для бизнеса предложили в Казахстане

14 марта 2024 года

В Казахстане предложили для микробизнеса ввести единый фиксированный платеж без регистрации ИП, передает LS.  

По словам заместителя председателя правления нацпалаты "Атамекен" Тимура Жаркенова, необходимо упростить и оптимизировать налогообложение МСБ в рамках нового кодекса.

"Мы предлагаем ввести фиксированный совокупный платеж без регистрации ИП. Ключевой момент – чтобы была некая закрепленная оплата в месяц. Размер ставки – это обсуждаемое. Но ключевой момент – чтобы это был платеж, при этом без регистрации в качестве ИП, чтобы у всех этих людей, которые находятся в данной зоне, не было стимула и проблем легализоваться", – отметил он.

Представитель нацпалаты также озвучил предложения для МСБ, годовой доход которых составляет от 15 млн тенге до 15 млрд тенге.

"Предлагаем нововведение – так называемый единый совокупный налог, который будет вместо КПН и НДС. При этом там предлагаем две опции. Первая – он должен составлять 1,5% от выручки, второе – это 10% от прибыли. Важно, чтобы было максимально простое вычисление налога. К примеру, доходы минус расходы и умножить на 10%. Полагаем, что 10% – оптимальная ставка. Понятно, что это обсуждаемо. Но мы от нацпалаты такое предложение выдвигаем", – пояснил Жаркенов.

Что касается крупного бизнеса, то, по его словам, к нему относятся предприятия с годовым доходом свыше 15 млрд тенге, а также недропользователи и финсектор.

"Мы понимаем, что это особый сегмент бизнеса. Тут предлагаем оставить общеустановленный режим – 20% КПН и 12% НДС, то есть не менять нормы, которые уже сформировались. У нас есть понимание, что они взвешенные, к ним бизнес привык, и полагаем, что тут не нужно каких-то резких скачков предпринимать", – считает представитель палаты предпринимателей.

Жаркенов также обратил внимание правительства на ряд проблем бизнеса.

"Мы все видим, что количество субъектов предпринимательства увеличивается, при этом экономика не растет. Очевидный вывод – что у нас идет дробление бизнеса. Я не говорю, что это хорошо или плохо, это факт. И государство, к сожалению, на текущий момент никаких мер не предпринимает, чтобы привести все в нормальное состояние. Мы полагаем, что тут не нужно действовать какими-то радикальными методами, чтобы зарегулировать. Необходимо понять причину и исключить ее, чтобы бизнес перестал дробиться. Мы полагаем, что один из ключевых моментов – это порог по НДС", – предположил представитель нацпалаты.

Еще одна проблема, по его словам, – это обязательная регистрация ИП при минимальных оборотах, которая ведет к появлению теневого предпринимательства.

"В Казахстане порядка 2 млн самозанятых людей. Мы понимаем, что некая часть из них является бизнесменами, но люди боятся зарегистрироваться как ИП, хотя это не сложная процедура. Дело в том, что в последующем возникает множество обязательств, которые пугают людей на начальном этапе своей предпринимательской карьеры. Полагаем, что это факт, который надо решить в рамках Налогового кодекса", – подчеркнул он.

Далее Жаркенов отметил, что резкий скачок налоговой нагрузки и низкий порог НДС заставляет бизнес дробиться либо оставаться в тени.

"Мы понимаем, что нынешний порог НДС чрезмерно низкий. Понятно, что у государства другое видение. Но в реалиях Казахстана это неэффективно – работать с таким порогом по НДС", – подчеркнул он.

Среди проблем зампред также выделил высокий уровень затрат государства на администрирование непродуктивного МСБ.

"То есть отдача от маленького бизнеса в виде налогов несоразмерна нагрузке на адмаппарат. Полагаем, что необходимо в рамках Налогового кодекса рассмотреть этот вопрос", – считает представитель НПП.

Беспокоит его и высокий уровень теневой занятости.

"По нашим расчетам, порядка 20% от всего экономически активного населения находится в тени, то есть 1,9 млн из 9 млн человек. Мы полагаем, что это чрезмерно. Этот вопрос необходимо решить. Думаем, что те предложения, которые мы сформировали, помогут решить эту проблему", – пояснил он.

Жаркенов также отметил большой разброс уровня коэффициента налоговой нагрузки для крупного бизнеса.

"Тут нам необходимо более детально подумать, как сделать так, чтобы он был для бюджета эффективнее и при этом посилен для самого бизнеса с точки зрения его развития", – резюмировал он.

Ранее в министерстве национальной экономики рассказали, как хотят изменить Налоговый кодекс. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.