Несмотря на мощные меры со стороны государства и высокие показатели статистики, как такового крупного прорыва со стороны отечественных новаторов, реализованного в конкретном высокодоходном производстве не наблюдается. Хотя развитию национальной инновационной системы (НИС) в Казахстане со стороны государства уделяется особое внимание. В эпоху глобальных инновационных прорывов важность для Казахстана развития собственной национальной инновационной системы и формирования наукоемкой экономики ни у кого не вызывает сомнения. По данным Агентства РК по статистике за последние 10 лет в целом (несмотря на колебания в 2006-2009 годах) объем производимой в Казахстане инновационной продукции увеличился с 74,7 до 578,3 млрд. тенге. Соответственно, увеличилась и доля инновационной продукции в ВВП страны с 1,27% до 1,8%.
Вместе с тем, в общих затратах на научно-технические работы за эти годы растет финансирование фундаментальных исследований и снижение конкретных научно-технических разработок. Участие государства в реализации инновационных проектов осуществляется в виде льготного кредитования и лизингового финансирования, предоставления гарантийных обязательств и поручительств по займам, субсидировании ставки вознаграждения по кредитам и облигациям, инвестирование в уставный капитал и других мер поддержки.
Финансирование принято в рамках мер по форсированному индустриально-инновационному развитию согласно закону «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». При этом одним из основных принципов такой господдержки, согласно данному закону является обеспечение сбалансированности интересов государства и инноваторов. Но! В перечне принципов, предусмотренных законом, отсутствует принцип разделения рисков.
В частности, основным условием предоставления инноваторам господдержки в виде софинансирования и лизинга, а также гарантийных обязательств и поручительств по банковским займам, является полное покрытие и обеспечение рисков по данным проектам. Не секрет, что реализация инновационного проекта всегда связана с повышенным риском. При этом, для запуска таких проектов, как правило, создаются стартапы – компании с короткой историей операционной деятельности, находящиеся на стадии развития или исследования перспективных рынков и, соответственно, не имеющих достаточного залога (обеспечения) для полного покрытия столь высоких рисков. То есть сформированная законодательная база по поддержке инноваций не в полной мере способствует как эффективному партнерству между государством, наукой и бизнесом, так и успешной реализации инновационных проектов. Предусмотренные со стороны государства меры скорее доступны для крупных предприятий, которые в большинстве своем не нуждаются в такой поддержке и имеют собственные ресурсы и лаборатории для создания инновационных продуктов, нежели для малых инновационных предприятий (стартапов).
Не изобретая велосипед Опыт развитых стран с сильной наукоемкой экономикой (США, ЕС, Япония, Южная Корея и др.) показывает, что развитие отечественной НИС целесообразно осуществлять на базе институциональной формы ГЧП. В Казахстане это возможно благодаря закону «О концессиях» в рамках деятельности юридических лиц с участием государства и субъектов частного предпринимательства в порядке, установленном законами страны. Таким образом, внедрение механизмов и принципов ГЧП позволяет сформировать полноценную НИС с существенными преимуществами для каждой из участвующих сторон.
Преимуществами применения ГЧП в НИС для бизнеса являются следующие: 1. Возможность получения приемлемого уровня гарантированного дохода на вложенные ресурсы; 2. Снижение риска за счет выпуска продукции, имеющей больший потенциал рыночной реализации, а также участие государства в финансировании наиболее рискованных стадий инновационных проектов; 3. Проведение независимой экспертизы важнейших инновационных проектов, которая дает большую уверенность участникам партнерства в эффективности и выгодности предлагаемых для инвестирования инновационных проектов.
Преимуществами применения ГЧП в НИС для государства являются:
- Снижение нагрузки на государственный бюджет за счет привлечения частных инвестиций и переложения части затрат на пользователей научной продукции;
- Сокращение возможных рисков при реализации инновационных проектов за счет распределения их между всеми участниками ГЧП;
- Реализация долгоокупаемых и капиталоемких инновационных проектов, традиционно не выгодных для частного бизнеса;
- Возможность осуществления дополнительного транспарентного контроля за расходами финансовых ресурсов и эффективного управления проектами;
- Содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры (специальных экономических зон, технопарков, кластеров и др.).
аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства