Число жалоб казахстанцев на торговые интернет-площадки выросло почти в три раза. Об этом LS сообщили в Комитете по защите прав потребителей.
По информации ведомства, на рассмотрении мажилиса находятся проекты изменений в Законе "О защите прав потребителей". В том числе предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договоры по соблюдению ими требований вышеупомянутого законодательства. Неисполнение повлечет не только административную и гражданско-правовую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе.
Вместе с тем в 2023 году было рассмотрено 7,7 тыс. обращений. Это в 2,9 раза больше, чем годом ранее.
При этом в 55% случаев казахстанцы были недовольны торговцами в социальных сетях, в 34% – интернет-сайтами торговых сетей, в 11% – маркетплейсами.
"Данная статистика свидетельствует о системных проблемах и нарушениях со стороны субъектов предпринимательства в отношении потребителей", – отметили в комитете.
Чаще всего жалобы поступают на отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие предлагаемого товара описанию, отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств, а также фактов мошенничества на маркетплейсах.
В связи с этим комитет провел ряд совещаний с участием представителей электронных платформ, чтобы решить проблемы потребителей.
В частности, совместно с крупным российским маркетплейсом были рассмотрены 702 обращения, восстановлены права покупателей на сумму 32 млн тенге.
В отношении известной казахстанской онлайн-платформы поступило 145 обращений на 14,6 млн тенге. Представители данного магазина создали оперативную почту, куда направляют жалобы казахстанцев.