Налоговый кодекс Казахстана по требованию президента снова ждут изменения. Эксперты считают, что поверхностные поправки недопустимы. И необходима значительная трансформация налоговой системы страны, передает LS.
Старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак считает, что в Налоговом кодексе необходимо снизить количество ссылок. Она отметила, что из-за довольно частого реформирования законодательства использовать кодекс налогоплательщикам довольно сложно. И поэтому, по ее словам, это поднимает вопрос необходимости полной редакции документа, а не внесения просто ссылок и правок. Пак пояснила, что в текущем варианте читать Налоговый кодекс и разбираться в нем просто неудобно и сложно.
Также аналитик добавила, что сейчас в этом документе предусмотрено большое количество налоговых преференций, эффективность которых ни разу с момента их внедрения и не изучалась.
"К примеру, есть механизмы льготного налогообложения для организаций в социальной сфере. В статье 274 "Инвестиционные налоговые преференции" предусмотрены льготы по КПН, а в статье 296 предусмотрены процедуры освобождения от налогообложения. В главе 79 в целом рассмотрены налоговые льготы для предприятий на территории СЭЗ", – сообщила Пак.
В главе 80 предусмотрены льготы по КПН, земельному налогу, налогу на имущество для организаций, которые выполняют приоритетные инвестиционные проекты. Пак подчеркнула, что сам этот перечень определяется министерством национальной экономики, но затем это ведомство не проводит соответствующих оценок эффективности введенных налоговых льгот для указанных проектов.
"Иными словами, возникает вопрос: уменьшая налогооблагаемую базу, насколько все налоговые льготы, предусмотренные кодексом, дают желаемый эффект в виде, к примеру, конкретных результатов инвестиционных проектов, получающих эти льготы, результатов работы предприятий на территории СЭЗ и т. д.", – заметила собеседница.
По ее словам, Налоговый кодекс предусматривает льготы, но не предусматривает какие-либо требования к объектам, получающим данные преференции, в виде конкретных результатов.
"В итоге налоговые льготы уменьшают налогооблагаемую базу, уменьшают поступления в бюджет, но мы даже не знаем, насколько эта потеря для бюджета обернулась эффектами для экономики. В связи с этим требуется пересмотреть все преференции в Налоговом кодексе, исследовать их на вопрос эффективности/результативности/целесообразности. Также, на мой взгляд, необходимо внести какие-то показатели, вменяющие хоть какую-то ответственность для тех, кто получает эти льготы", – считает Пак.
Отвечая на вопрос о том, насколько действительно кодекс будет изменен, собеседница сообщила, что нужны существенные правки, которые позволят увеличить поступления в бюджет без увеличения налоговой нагрузки на население, так как последнее может приводить к обходу от налогообложения.
Она отметила, что необходимость таких изменений объясняется тем, что в послании Токаев сделал акцент на социальную сферу, предполагающий рост расходов на нее.
"При этом одновременно повышается требование к уменьшению трансфертов из Национального фонда в госбюджет со стороны общественности. В связи с этим налоговые реформы просто необходимы для увеличения доходной части бюджета, чтобы профинансировать растущие государственные расходы", – пояснила Пак.
При этом она заметила, что поверхностные изменения в Налоговом кодексе недопустимы. Так или иначе придется проделать значительную работу по трансформации налоговой системы страны.
В свою очередь зампредседателя правления НПП "Атамекен" Тимур Жаркенов добавил, что нужно провести анализ целевой архитектуры информационных систем налоговых органов с учетом потенциального перехода на платформенную модель.
По его мнению, внедрение новой информационной платформы позволит снизить издержки бизнеса и повысить собираемость доходов бюджета. Жаркенов добавил, что в первую очередь необходимо пересмотреть налоговое администрирование.
"Обозначено, что этот блок должен быть полностью обновлен. При этом основой налогового администрирования должна стать клиентоориентированность органов фискальной службы на налогоплательщика", – считает эксперт.
Также нужно обратить внимание на повышение эффективности налогового стимулирования. По его словам, следует перейти к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики.
"К этому вопросу, на наш взгляд, необходимо подходить системно. Нужно проанализировать текущее состояние в секторах экономики. Провести тщательные расчеты, чтобы понять, как это отразится на эффективности", – добавил Жаркенов.
Кроме того, стоит упростить специальные налоговые режимы и расширить применение розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами. По словам представителя НПП, работа в этом направлении ведется, в частности, с привлечением МНЭ и бизнес-сообщества.
Жаркенов добавил, что необходимо расширить сферу применения розничного налога на такие виды деятельности, как торговля, гостиницы, аренда, образовательные, медицинские услуги, ремонт. И предложено снизить ставку налога с 6% до 3%.
Кроме того, в рамках совершенствования специальных налоговых режимов предлагается оптимизировать количество налоговых режимов.
"В рамках оптимизации предлагается ввести специальный налоговый режим для самозанятых и ИП с минимальной ставкой и единым платежом. Предлагается также ввести налоговые стимулы при переходе с малого бизнеса в средний", – рассказал о предложениях Жаркенов.
Вместе с тем он считает, что в Налоговом кодексе необходимо отказаться от статьи 68, дающей право издавать пилотные проекты в виде приказов министра финансов.
"Пилотами устанавливается иной порядок налогового администрирования, отличный от порядка, установленного кодексом, и это неправильно и к тому же противоречит закону о правовых актах. Пилоты должны вводится только законами, путем введения положений в Налоговый кодекс, и исключительно на добровольной основе", – пояснил собеседник.
Также, по его мнению, есть отдельные положения, которые нужно пересмотреть и изменить. Это те вопросы, по которым сегодня у бизнеса возникают проблемы и сложности.
"К примеру, необходимо оптимизировать процесс проведения камерального контроля и налоговых проверок, усовершенствовать процедуры возврата НДС, пересмотреть систему управления рисками, переориентировать налоговый контроль на контроль поставщиков (исключить перенос налогового бремени и ответственности поставщиков на добросовестных покупателей)", – добавил Жаркенов.
Также большие нарекания у бизнеса в настоящее время вызывают обязанность по заполнению сопроводительных накладных на товары и ведение виртуального склада (пилотный проект).
"Данный пилот имеет существенные проблемы, так как был запущен с многочисленными ошибками и недоработками информационной системы. Поэтому предпринимателями поднимается вопрос об отмене СНТ и виртуального склада. Этой проблеме также необходимо уделить отдельное внимание при разработке нового Налогового кодекса", – резюмировал Жаркенов.
Ранее глава государства Касым-Жомарт Токаев сообщил, что в следующем году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. А председатель комитета МСБ НПП Берик Заиров озвучил, какие изменения необходимо внести в Налоговый кодекс.