В НПП "Атамекен" предложили в Налоговый кодекс внести изменения по единому платежу по фонду заработной платы в размере 20%, передает LS.
Ранее глава государства Касым-Жомарт Токаев сообщил, что в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. В частности, в новом документе, по его словам, нужно будет предусмотреть недопущения намеренного дробления организаций с целью снижения налоговой нагрузки.
Председатель комитета МСБ НПП Берик Заиров рассказал, что вместо дробления бизнеса нужно переходить на розничный налог. В частности, на текущий момент предложения по этому налогу находятся на рассмотрении в министерстве национальной экономики и комитете государственных доходов.
"Речь идет о налоге с оборота 3%, установить порог по НДС до 9 млрд тенге в год (3 млн МРП) для всего МСБ. Расширить перечень видов деятельности: почти вся розничная торговля, пекарни, общепит, гостиничный бизнес. То есть для бизнеса, который работает с физлицами", – озвучил предложения Заиров.
Также, по его словам, необходим единый платеж по фонду заработной платы в размере 20%. Заиров подчеркнул, что для сферы общественного питания установить единый фиксированный платеж в размере 20% от минимальной заработной платы. Он отметил, что это позволит объединить фонд заработной платы. Кроме этого, он считает, что нужна упрощенная налоговая отчетность, в частности, исключение информации по расходам предпринимателя.
"Это пугает бизнес и бухгалтеров, так как налоговая ставка 3% идет с оборота, а не от чистой прибыли. Поэтому мы считаем, что необходимо это исключить. Также предлагаем упрощенную нагрузку на фонд заработной платы, так чтобы было не шесть платежей, а один. То есть нужно объединить две налоговые отчетности – 200 формы и 912 формы", – пояснил Заиров.
При это он заметил, что остается вопрос по предпринимателям, которые работают с юрлицами, так как для них снижение порога по НДС до 20 тыс. МРП сильно ударило.
"Также направили предложение об исключении безналичных платежей из расчета порога по НДС по налоговому режиму на основе упрощенной декларации. Сейчас такая возможность есть только при использовании ТИС (трехкомпонентная интегрированная система)", – добавил Заиров.
Представитель НПП отдельно остановился на цифровых инициативах. В частности, пилотный проект по СНТ (сопроводительные накладные на товары), виртуальному складу, обязательной маркировка, блокировке электронных счет-фактур очень сильно усложнили работу предпринимателям и бухгалтерам. Заиров подчеркнул, что для государства от этого нет пользы.
"Например, по данным опроса предпринимателей, было выявлено, что набивание одной СНТ до 50 позиций в модуле виртуального склада занимает в среднем 68 минут. Также в среднем нагрузка на бухгалтеров увеличилась на 64%. И на доработку учетной программы предприниматели потратили в среднем по 660 тыс. тенге", – озвучил цифры Заиров.
Расчетный размер убытков в этой области составил примерно 171 млрд тенге. При этом спикер заметил, что СНТ практически полностью дублирует электронные счета-фактуры. Он напомнил, что, согласно Налоговому кодексу, именно последний инструмент является товаросопроводительным документом.
"На наш взгляд, единственным аргументом со стороны министерства финансов на текущий момент является снижение лжеимпорта из стран ЕАЭС в адрес фиктивных получателей. Но в Казахстане нет таможенной проверки при пересечении границ товара из стран ЕАЭС, подтверждение СНТ происходит без сверки товаров, а часто просто через Telegram-чат-бот. Поэтому мы считаем, что все-таки не нужно было через колено ломать предпринимателей и вводить СНТ и виртуальный склад", – добавил Заиров.
Он подчеркнул, что необходимо отменить эти инструменты, а маркировку товаров сделать добровольной. В качестве примера он рассказал о маркировке обуви. Так, внесение данных в каталог и сама маркировка настолько сложная, что появились компании, которые готовы маркировать под ключ одну пару обуви за 2-3 тыс. тенге. Заиров отметил, что при этом наклеивание на обувь не входит в стоимость услуги.
"В 40% случаях система автоматически не списывает реализованный или проданный маркированный товар", – заметил Заиров.
Для контроля прослеживаемости товаров уже имеется инструмент – электронные счета-фактуры, напомнил он. Также Заиров отметил, что для запрета импорта контрафактной продукции уже имеется инструмент – Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Вместе с тем он добавил, что контрафактный товар может импортироваться или производиться с маркировкой путем организации производства в другой стране или в Казахстане.
"Маркировка увеличивает затраты для всех категорий бизнеса, рост цен, снижение потребления и снижение объемов производства; снижение производительности труда. Недавно в КГД приводили в пример, как компании на миллиарды уменьшали свои налоги и благодаря пилотному проекту по блокировке ЭСФ была пресечена их нехорошая деятельность. Считаем, что из этого проекта необходимо исключить малый бизнес", – поделился Заиров.
В качестве обоснования он добавил, что программа комитета несовершенна и часто присылает уведомления, сформированные не совсем правильно ,и предпринимателям, бухгалтерам малого бизнеса иногда проще принять и согласиться, чем спорить, тратить время и деньги.