Эксперты оценили вероятный эффект от введения налогового кредитования, передает LS.
Как заявил директор департамента налогообложения и права Deloitte в Каспийском регионе Елдос Сыздыков, новый инструмент, согласно данным Миннацэкономики, возможно, будет предусматривать отсрочку уплаты налогового обязательства на 3-5 лет.
"Детальной информации о порядке применения механизма налогового кредита пока нет. Тем не менее, думаем, что предоставление возможности отсрочки в уплате налогов может рассматриваться как хороший стимул для предпринимателей. Вопрос, конечно же, касается стоимости, доступности такого механизма для бизнеса, необходимости предоставления залогов. Как ранее сообщил первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов, стоимость такого налогового кредитования может быть установлена в размере ставки рефинансирования Нацбанка, что, конечно же, ниже ставок кредитования банков второго уровня. Следовательно, возможность привлечения более дешевых средств (в виде отсрочки в уплате налогов) может рассматриваться как положительная мера для бизнеса. Такой механизм будет особенно интересен при реализации инвестиционных проектов, требующих значительных капиталовложений на начальных этапах, но генерирующих прибыли в последующем", - заявил Сыздыков.
Также он пояснил, что оценить полноценное влияние на экономику страны данного нововведения сложно, однако, поскольку фискальная политика является одним из инструментов, механизмов регулирования экономического роста, то логично предположить, что в долгосрочной перспективе налоговое стимулирование в виде подобных льгот должно положительно отразиться на росте показателей.
По его мнению, в связи с тем, что у фискальных органов, как у любого кредитора, будут возникать кредитные риски в случае внедрения подобного механизма, нельзя исключать появления налоговых коллекторов.
"Эта проблема является другой стороной медали, правильное решение которой, в виде эффективной проверки и предоставления такого кредита благонадежным юридическим лицам, а также в разработке эффективных механизмов по возврату средств, позволит получить максимальную пользу для экономики страны", - заявил эксперт.
Пока такой информации нет. Тем не менее, на наш взгляд, критерии предоставления таких кредитов должны быть установлены таким образом, чтобы, с одной стороны, быть полезными, доступными и экономически целесообразными для бизнеса, а с другой стороны - помогать выявлять неблагонадежные компании и использовать при этом эффективные инструменты возврата задолженности.
По мнению адвоката по экономическим спорам Александра Каплана, позиция Миннацэкономики четко согласуется с позицией президента Нурсултана Назарбаева, который призвал разработать стратегию помощи и содействия бизнесу.
"Пока неясно, как и в какой форме оно будет осуществляться и чем концептуально будет отличаться от применяемого налогового режима тех же давно уже действующих Специальных экономических зон. Если оно будет осуществляться по принципу банковского кредита ("утром деньги - вечером стулья с процентами"), тогда экономическая эффективность таких налоговых кредитов напрямую зависит от наличия и размера ставки вознаграждения. Если эти условия будут привлекательны для бизнеса, то экономический эффект будет, безусловно, положительным", - пояснил Каплан.
При этом, появление специализированных налоговых коллекторов представляется эксперту маловероятным, поскольку государство располагает достаточным количеством инструментов взыскания задолженности, вплоть до банкротства и привлечения учредителей и директора должника к имущественной, субсидиарной и уголовной ответственности.