В Казахстане намерены изменить метод тарифообразования в ЖКХ

Период действия новых показателей  составит минимум пять лет 

8 февраля 2018 года

Новый метод тарифообразования, который хотят внедрить в Казахстане, будет направлен на привлечение инвестиций и стимулирование субъектов к снижению затрат. Об этом рассказал вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин, передает корреспондент LS.

В ходе презентации законопроекта "О естественных монополиях" Жумангарин отметил, что нововедения будут стимулировать субъектов к снижению операционных затрат, и это повысит эффективность их деятельности, качество и надежность предоставляемых услуг.

"Если вкратце остановиться непосредственно на самом механизме формирования и утверждения тарифов, то период их действия составит пять и более лет", - сказал вице-министр.

Он уточнил, что тариф будет состоять из трех основных компонентов: операционные расходы субъекта, доход на инвестированный капитал и возврат самого инвестированного капитала.

При этом операционные расходы будут разделены на две группы - контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым будут отнесены следующие затраты: производственные расходы - на проведение ремонта; фонд оплаты труда персонала и прочие затраты, необходимые для обеспечения производственного процесса; административные расходы. К неконтролируемым расходам будут относиться: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налоги и сборы, уменьшение которых не контролируется субъектом.

Жумангарин отметил, что базовый уровень контролируемых расходов будет устанавливаться в начале регулируемого периода на основе фактических данных и обоснованных плановых значений. В дальнейшем будут проводиться индексация и корректировка показателей эффективности операционных расходов.

Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность ежегодной корректировки тарифов в зависимости от изменения стоимости неконтролируемых расходов, невыполнения показателей качества и надежности, изменения базового уровня расходов в связи с вводом или выводом основных средств из базы инвестированного капитала. Для различных отраслей будут установлены свои показатели качества и надежности регулируемых услуг.

"Очень много нареканий в адрес уполномоченного органа по прозрачности тарифообразования. Вводится новая структура. Это Совет по тарифной политике - консультативно-совещательный орган по выработке предложений по разработке основных направлений тарифной политики в сфере естественных монополий. Предусматривается, что совет будет вносить предложения по определению метода тарифного регулирования, обсуждать и вырабатывать рекомендации к проектам инвестпрограмм субъектов естественных монополий, вносить изменений в действующие программы, заслушивать отчеты об исполнении тарифных смет и инвестицпонных программ субъектов, предложения по достижению показателей качества и надежности оказанных услуг", - пояснил он.

По словам Жумангарина, в состав совета будут входить депутаты, представители национальной палаты предпринимателей, общественных организаций и независимые эксперты.

Отвечая на вопрос депутатов по поводу программы "Тарифы в обмен на инвестиции", Жумангарин сообщил, что субъекты естественных монополий инвестируют в модернизацию более 2 трлн тенге до 2021 года.

"МНЭ проводится масштабная работа по привлечению инвестиций с 2015 года. Практически все субъекты естественных монополий переведены на предельные тарифы со сроком действия пять и более лет. Это позволило обеспечить прозрачность и предсказуемость тарифов для населения и юридических лиц. Общая сумма ожидаемых инвестиций за пять лет до 2021 года - более 2 трлн тенге", - ответил он.

В целом в сфере передачи электроэнергии инвестиции должны составить более 500 млрд тенге, в сфере водоснабжения - более 100 млрд тенге, в сфере теплоснабжения - более 200 млрд тенге, в сфере транспортировки газа - 500 млрд тенге, в сфере железных дорог - 600 млрд тенге.

Вице-министр уточнил, что для привлечения инвестиций со стороны международных финансовых организаций законодательством предусмотрено применение особого порядка регулирования деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих средства микрофинансовых организаций (МФО). В частности, такие субъекты имеют преимущества: короткий срок рассмотрения заявки на изменение тарифа - 45 дней вместо 180; имеют право самостоятельно распоряжаться 30% прибыли в случае достижения критериев качества и надежности регулируемых услуг. Такой порядок применен при утверждении четырех субъектов в сфере водоснабжения и двух - в сфере теплоснабжения. Эти субъекты привлекли более 19 млрд тенге от МФО.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.