В Алматы планируют построить линию метро до аэропорта за 3,5 года. Об этом сообщил аким Ерболат Досаев, передает LS.
Во время пресс-конференции в СЦК он назвал развитие транспортного каркаса с упором на скоростной транспорт одной из важнейших тем мегаполиса.
На этом фоне при поддержке президента Касым-Жомарта Токаева акимат отрабатывает возможность кредитования для развития метро в двух направлениях. Это завершение строительства от станции "Калкаман" до станции "Барлык" (5,3 км) в западном направлении и от станции "Жибек Жолы" до аэропорта (14 км) – в восточном.
"Глава государства поддержал предложение акимата о выделении специальной правительственной гарантии для реализации проекта. Сегодня мы работаем над изменением в бюджетном законодательстве, чтобы такие проекты могли обслуживаться за счет средств республиканского бюджета. Уже мажилис поддержал, ждем завершения работы в сенате. После этого, когда вступит в силу, можем продолжить официальные переговоры с теми, кто может предоставить необходимые средства", – пояснил Досаев.
Сумма займа, которая предварительно была одобрена – до $1 млрд.
Аким отметил, что по метро ведутся переговоры с несколькими международными финансовыми институтами, включая AIFC, ЕБРР, АБР, Эксимбанк Китая, АБРР. По его словам, несмотря на заявление депутата о конкретном кредиторе в лице Эксимбанка, пока были только рабочие переговоры с одним из потенциальных партнеров, которые еще предстоит обдумать.
"Сегодня мы выбираем лучшие условия, которые будут предложены нам. Поэтому не только рейтинг страны смотрим, но и рейтинг Алматы (Fitch: ВВВ+). Это нужно для того, чтобы мы смогли получить максимально комфортные и выгодные условия для заимствования", – отметил градоначальник.
Досаев не исключил возможность создания консорциума из финансовых доноров в случае, если фининституты договорятся и разделят риски, а также сделают комфортное предложение.
После подготовки условий, по предварительным расчетам, до конца I квартала 2025 года, на конкурсной основе будет выбран подрядчик.
"У нас все время нормативные сроки срывались: станции "Сарыарка" и "Момышулы" вместо 3,5 лет строили семь лет. С 2020 года до сих пор строим "Калкаман" (1,9 км). Новые технологии дают быструю проходку. Поэтому будем выбирать партнеров, кто технологически готов в краткие сроки осуществить. Мы не можем на пять-семь лет затянуть. Я думаю, оптимальные сроки с начала строительства – 3-3,5 года на обе ветки, потому что одновременно будут строиться", – спрогнозировал глава мегаполиса.
Отвечая на вопрос LS о том, отразятся ли проблемы с выкупом земель на сроках прокладывания данной линии, Досаев подтвердил, что данный вопрос является основным вызовом. Он добавил, что на его практике за прошедшие три года не было ни одной сделки, где землевладельцы согласились бы с предложенной суммой. Поэтому дела переходят в суд.
"Тем не менее работу в направлении рынка "Барлык" уже начали, маршрутизация готова, и понемногу работаем в рамках изъятия участков для госнужд. Также завершаем выкуп самого "Барлыка". Там будет создан транспортно-пересадочный узел с метро, BRT и потенциальным LRT. Такой же узел будет на Кульдже (Кульджинский тракт – прим. LS)", – заверил аким.
Он добавил, что в бюджете на этот и следующий годы уже предусмотрены деньги.
По линии от станции "Жибек Жолы" также завершается трассировка, средства предусмотрены. Выкуп земель начнется с января 2025 года и будет проходить в течение всего года. Тем не менее приоритетным останется завершение ветки до "Барлыка".
"У нас основные задержки по инфраструктуре: с одной есть деньги и желание, с другой мы сталкиваемся с желанием владельцев больше получить деньги. Я считаю, это справедливо. И мы идем исключительно через судебные процедуры", – пояснил Досаев.
Говоря о BRT, аким отметил, что возведение было разделено на два этапа: от ул. Пушкина до ул. Ахрименко и от ул. Ахрименко в западном направлении.
"По первому этапу получили заключение в августе этого года и уже были готовы объявить конкурс. Но эксперты в области развития транспорта посоветовали начать работу одновременно с двух концов, от "Алтын Орды" и Пушкина", – высказался аким.
Он сообщил, что по второму этапу ведется экспертиза. В январе будет объявлен конкурс. И в марте, как только снег растает, начнется возведение линии BRT.
Что касается аналогичного проекта от ул. Желтоксан до пр. Райымбека, уже получены специальные технические условия с разрешением сузить полосы для ввода дополнительной.
Проект будет реализован по принципу "от фасада до фасада" с заменой инженерной инфраструктуры.
"Работы тоже весной начнутся. Завершение предполагается до конца 2025 года", – сообщил Досаев.
Кроме того, акимат хочет вернуть в коммунальную собственность автовокзал "Сайран". Он был приватизирован в середине 2000-х. В 2018-2019 годах собственник провел базовую модернизацию здания.
"Для нас автовокзал очень важен как большой внутренний транспортный хаб. В соответствии с Генеральным планом развития Алматы и планами детальной планировки, автовокзал располагается в общественно-деловой зоне, а именно в зоне объектов транспортного обслуживания, поэтому он очень удобен для пересадки пассажиров", – пояснил Досаев.
На фоне этого с собственниками автовокзала начаты переговоры по возможному возвращению его в коммунальную собственность для дальнейшего проведения реконструкции и создания единого комплекса.
Также Досаев прояснил ситуацию с возвратом трамваев. Аким напомнил, что в мегаполисе будет проложен LRT (легкорельсовый транспорт – прим. LS).
"Он стартует с улицы Момышулы, пойдет по улице Толе би, потом по проспекту Абылай хана до Райымбека и далее, 26 км. После подготовки концепции в апреле планируем начать проект во II полугодии", – сообщил градоначальник.
Ранее LS уже сообщал, что финансировать строительство метро в Алматы будут по-новому. Также в мегаполисе появятся две новые линии метро.