Кризис вынуждает бизнес открывать виртуальные магазины

За девять месяцев 2015 года рынок электронной коммерции вырос на 40-45 % в тенге

16 ноября 2015 года

Рынок электронной коммерции и онлайн-продаж в Казахстане может вырасти на 40-50% в 2016 году. Несмотря на ослабление национальной валюты и сокращение доходов населения, положительные прогнозы озвучили LS профучастники рынка и аналитики.  

Так, по мнению основателя холдинга Chocofamily Рамиля Мухоряпова, в период кризиса происходит перераспределение спроса от офлайна в пользу онлайна. В интернете стоимость товаров и услуг, как правило, ниже. По его мнению, именно поэтому рынок электронной коммерции может начать расти даже быстрее, чем обычно.  

"Структура издержек интернет-магазинов позволяет проще приспособиться к падению спроса, а также держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. В связи с этим происходит рост спроса на товар в онлайне, что и является ключевым фактором роста е-commerce-бизнеса", - объяснил глава холдинга.

На казахстанском рынке продолжается тенденция перехода бизнеса в онлайн. В качестве примера Мухоряпов привел объемы продаж авиабилетов в интернете. Так, год назад 10% всех билетов приходилось на онлайн-продажи, на сегодня показатель достиг 15%, а в течение десяти лет дойдет до 80%.  

Всего, по данным собеседника, за девять месяцев 2015 года рынок электронной коммерции в тенге вырос на 40-45% и аналогичная тенденция ожидается и в 2016 году. "Спрос на товары в интернет-магазинах сократился в штуках, но вырос в тенге. Это обусловлено тем, что многие товары закупаются в долларах. И если в прошлом году казахстанцы могли позволить себе iPhone за 120 тыс. тенге, то сегодня он стоит в два раза дороже. Поэтому на рынке будет продано меньше телефонов, но тенговая выручка, вероятно, окажется больше прошлогодней", - заключил Мухоряпов.

Сегодня рынок онлайн-коммерции Казахстана находится на стадии активного развития, считает генеральный директор Lamoda.kz Сания Кудайберген. "Прежде всего, это связано с активным ростом числа пользователей интернета в Казахстане. По прогнозам, в 2016 году уровень проникновения интернета в Казахстане достигнет 85,2%. Соответственно, мы ожидаем продолжение роста интернет-торговли. В целом, в прошлом году эксперты Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса оценили отечественный рынок интернет-торговли в $600 млн. В этом году прогнозировали цифру в $700 млн. Но учитывая изменения в экономической ситуации страны, прогнозы могут не оправдаться. Если говорить о Lamoda, то рост составил примерно 50%", - добавила она.

Отвечая на вопрос о том, действительно ли онлайн-бизнес менее подвержен рискам при падении спроса потребителей, Кудайберген уточнила, в данном случае многое зависит  от категории товаров. Ведь онлайн всегда отражает тенденции офлайна. К примеру, если покупка авиабилетов или бытовой техники теряет спрос в традиционном ретейле, то это отразится и на их продажах в интернете. 

На данный момент, компания не наблюдает сокращение спроса среди своих покупателей. "Мы сохраняем стабильный рост и наблюдаем увеличение спроса. Оно и логично, осенне-зимний период всегда является пиковым для фэшн-ретейлеров. Очень важно то, какое предложение предоставляет интернет-бизнес", - прокомментировала положение компании Кубайберген. 

Как отметил сооснователь украинской компании Liftmarketing Андрей Полищук, на рынке электронной коммерции в СНГ существует закономерность – чем больше онлайн-магазин, тем меньше маржа. "Если магазины продают высокомаржинальные товары, например, одежду, то маржа всего бизнеса может достигать 50-70%. Но с ростом бизнеса, когда появляется больше людей, call-центр, склады, курьерская доставка, маржа постепенно падает. В больших интернет-магазинах, где обороты исчисляются миллионами долларов год, маржа составляет 10-20%, не более. Средняя маржа по рынку - порядка 25-30%, это сопоставимо с любым реальным бизнесом после вычета налогов и сборов", - поделился наблюдениями по рынку СНГ Полищук.

Он также добавил, что традиционный бизнес постепенно переходит в онлайн. Однако, по его мнению, интернет - это некий инструмент продаж, который дает возможность получить больше клиентов. Полищук рекомендует параллельно вести как офлайн, так и онлайн-бизнес.

"При выходе в онлайн я бы порекомендовал найти технического специалиста для настройки сайта и платежных систем. Нужен человек, который будет отдельно заниматься рекламой. Ее, кстати, можно точно подсчитать и понять, как работает каждый доллар, вложенный в рекламу. Онлайн-бизнес позволяет настроить идеальную аналитику, вы можете понимать, сколько долларов приносит каждый посетитель сайта, сколько повторных покупок делает клиент и что влияет на его покупки", - озвучил рекомендации предприниматель.

Полищук подчеркнул, что в Казахстане интернет-магазины работают как инструмент для получения заявок.

"Клиент в Казахстане, оформив заявку в интернет-магазине, хочет приехать в физический офис для оплаты. Например, только 0,3% готовы оплатить сразу же онлайн, остальные хотят, чтобы им как минимум позвонили. Другая специфика казахстанского рынка – клиенты часто оплачивать покупки через платежные системы", - подытожил он. 

 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.