В Казахстане растет коррупция в сфере дорожного строительства. Об этом заявил мажилисмен Альберт Рау, передает LS.
Депутат обеспокоен тем, что коррупционная составляющая наблюдается на всех этапах строительства и ремонта автодорог.
"Там, где большие деньги, там и большие соблазны. Если в 2021 году в производстве Антикоррупционной службы было 18 досудебных расследований, то только за первое полугодие 2022 года зарегистрировано 15 коррупционных правонарушений. То есть наблюдается рост", – заявил Рау.
Он подчеркнул, что автодорожная отрасль на современном этапе достаточно развита, в ней занято более 100 тыс. специалистов, которым под силу решать поставленные задачи. Надо только организовать должным образом процессы и решить ряд обозначенных проблем.
"К примеру, у нас до сих пор не хватает битума, его дефицит в 2022 году составляет 200 тыс. тонн. Отечественные предприятия с трудом обеспечивают поставки необходимых объемов битума. При этом его качество зачастую не соответствует требованиям нацстандартов, разработанных под наши природно-климатические условия. Из-за этого асфальтобетонное покрытие быстро разрушается, сокращается гарантийный срок обслуживания", – пояснил депутат.
Другая проблема – демпинг, за счет чего подрядчики и выигрывают тендеры, продолжил он.
"Как следствие, потом они стараются экономить на всем. При этом происходит постоянное удорожание материалов, которое не компенсируется заказчиками. Об этом хорошо знает уполномоченный орган, однако проблемы остаются нерешенными", – добавил мажилисмен.
Также, по словам Рау, одна из причин плохих дорог – качество проектирования и слабая работа местных служб технического надзора, некомпетентность и безответственность специалистов. На финансирование служб технадзора за 2020-2021 годы выделено: по республиканской сети 10,2 млрд тенге, по местной – 10,7 млрд тенге.
"Но качество работы технадзора вызывает большие нарекания. По имеющимся данным, в региональных отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог только около 10% сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли. В целом в отрасли дорожного строительства образовался дефицит кадров. Не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, асфальтобетонщиков, асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники", – пояснил депутат.
Кроме того, он считает необходимым довести средства на содержание автомобильных дорог до нормативного финансирования, а также пересмотреть сами расценки.
Ранее сообщалось, что в Казахстане усомнились в реальности достижения планов по строительству дорог.