Резван: Если бизнесмены начнут платить налоги – полицейские останутся без подработки

В Казахстане предлагают легализовать частных детективов

27 августа 2018 года

Легализация частных детективов создаст в Казахстане новый вид бизнеса и сделает экономику более прозрачной. Такое мнение высказал в интервью LS президент Союза защиты предпринимателей и собственников Василий Резван.

– Василий Александрович, зачем нам частные детективы?

– Это еще одна возможность для бизнеса. Только недавно отгремел скандал с высокими заборами перед зданием РОВД в Алматы, теперь их будут, наконец, сносить. Потому что за высокими заборами непонятно чем занимаются сотрудники – игры играют, футбол смотрят или подрабатывают частными детективами.

В России, к слову, эта деятельность легализована, а у нас до сих пор нет такого закона. Почему? Потому что если предприниматели начнут покупать патенты, платить налоги и собирать доказательства, которые суд будет принимать, то многие полицейские останутся без подработки. Если вы откроете газету с объявлениями, то увидите, что такие услуги давно существуют, но они не официальные, люди сейчас работают анонимно и по серой схеме. Хотя практически все сотрудники министерства внутренних дел сегодня так подрабатывают, поэтому им и нужны высокие заборы у зданий. Фактически в этом бизнесе сейчас монополистом является МВД.

В Украине тоже легализовали в прошлом году, однако частным детективам там запретили заниматься сыскной деятельностью. Кроме того, их лишили прав на  негласный сбор информации, что сводит на нет все усилия законотворцев. Таким образом у них получился "холостой" выстрел. Проводить аудио- или фотосъемку там детектив имеет право только с разрешения лица, за которым ведется наблюдение. Грубо говоря, если муж захочет уличить в неверности жену и наймет частного детектива, то он должен будет просить у женщины письменного разрешение на шпионаж за ней. Иначе нарушит закон и лишится лицензии.

От легализации в плюсе будет вся экономика. Ведь возьмите налоговую декларацию любого чиновника, вы увидите, что там нет практически никакого имущества. А чьи же тогда все эти джипы, которые стоят на парковке возле здания налоговой службы, полиции и т.д.? Они, как правило, принадлежат дядям, тетям и другим родственникам чиновников. У меня есть один адвокатский запрос, и в ответе на него налоговики указывают, что на одного человека приходится 60 машин уровня Maybach и Bentley. Разве вы можете заработать на столько машин? Вот поэтому и нужны всеобщая декларация о доходах и частные детективы, тогда люди начнут избавляться от этих машин. Я сейчас говорю все это, не называя имен, но у меня под каждую историю есть фамилии.

– А какие права бизнесменов чаще всего нарушаются?

– Много разных. Обычно, когда приходит контролер, предприниматель звонит нам и просит совета. Мы как скорая юридическая помощь спешим к нему.

Главное большое нарушение – это планы на сбор штрафов с бизнеса, которые заложены в бюджете страны. Когда налоговый инспектор приезжает на место, он говорит, что должен сделать планы по штрафам. Как это работает? Например, после одобрения проекта бюджета премьер-министр собирает кабмин и, допустим, говорит: "Нам нужно собрать в бюджет от штрафов 1 млрд тенге. Давайте мы у себя заложим 2 млрд тенге, чтобы точно выполнить план". Поделили на всех. Затем каждый министр приходит в свое ведомство и говорит: "Нам дали планы на сбор штрафов в 200 млн тенге. Давайте 400 млн тенге заложим у себя, чтобы точно все выполнить". Далее информация доводится до областей, городов и районов – и везде с умножением на два.

Внизу есть еще вопросы коррупции, то есть инспектор говорит бизнесмену: "Могу тебе выписать штраф в 100 МРП, но если заплатишь мне в карман половину этой суммы, то не буду". Вот и представьте, какая это в целом нагрузка на бизнес. В стране около миллиона предпринимателей, и все они попадают под это поступление от штрафов в бюджет.

Стандартный вопрос для предпринимателей: вы знаете, сколько контролирующих органов может к вам прийти? Многие затрудняются ответить. Многие думают 5 или10. Я показываю им наш Закон "О государственном контроле и надзоре", там в конце перечислено 94 контролирующих функций и 14 надзирающих органов. И от них всех бизнесу нужно защищаться.

На заре независимости нашего государства их было порядка десяти, мы ждали сокращения после компьютеризации. Но все получилось наоборот. В 90-е было первое увеличение, потом в нулевые и в 2007 году. Но бюджетные деньги от этого меньше тратиться не стали. Потому что созданы четыре уровня контроля: республика, область, город, район, и всем нужно содержать свои здания, машины и сотрудников.

– К чему в основном придираются контролеры?

– Давайте возьмем средний офис примерно на семь столов с компьютерами и около 10 розетками. Допустим, я инспектор и пришел в офис. Сначала проверяю все программки на компьютерах, лицензированные ли они. Представляете, сколько штрафов уже можно собрать?

Санэпиднадзор выдает паспорт рабочего места на каждую розетку. Если в офисе 10 розеток – значит должно быть столько же паспортов и заключений СЭС, за отсутствие каждого документа полагается штраф. Причем нет разницы, в какой сфере работает бизнес.

А если ваш офис находится на первом этаже, то к вам сначала придет участковый полицейский. Он спросит, работаете ли вы с наличкой, если да, то вот вам первый штраф, потому что нет решеток на окнах. Допустим, вы заплатили и выполнили его требование. Дальше приходит проверяющий от ЧС и говорит, что вы закрыли решетками пути эвакуации при пожаре, и выписывает еще штраф. Будете рассказывать ему про участкового полицейского? Он скажет, что у того свой приказ, а у чеэсника – другой. Хотя они оба из одного ведомства – министерства внутренних дел. Такая ситуация повторяется ежегодно и уже давно не решается.

Однажды несколько лет назад ко мне в кафе пришел инспектор по ветеринарному контролю, я сказал, что новенький и хозяев не знаю, взял диктофон, чтобы не забыть все, и начал записывать. Контролер мне говорит, что нужно разрешение акима района на убой барана, который лежал в холодильнике, справка от главного ветеринара области на убой, накладная, заверенная областным акиматом до Зеленого базара, и заключение ветлаборатории Зеленого базара. В общем, я записал шесть документов! Спрашиваю у инспектора, почему еще две бумаги не сказал – это фотография барана при жизни и отпечаток копыта. Откуда, говорю, столько документов? Нету такого в законе, я юрист и знаю точно. Но он ходит по предпринимателям и вот так грузит тех, кто не знает законов.

А если человек решил открыть шашлычную, вы не представляете, сколько к нему проверяющих придет!

Справедливости ради, нужно отметить, что сегодня любой проверяющий должен сначала отметиться в комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. По закону все обязаны, но часто контролеры находят лазейки, которые позволяют им не регистрироваться и ходить к предпринимателям на проверки.

– А каких проверяющих можно было бы сократить? Можете навскидку назвать?

– Вообще, думаю, что нужны только медицинские, полицейские и налоговые службы, они справятся со всем. В советское время было только два органа контроля для общепита – санэпиднадзор и антикоррупционщики, и это правильно. Все остальное – это творчество, и его можно отдать на откуп экспертам, которые бы готовили заключение по запросу суда.

Я недавно был в Израиле и спрашивал, почему нам поймали рыбу из Средиземного моря и сразу зажарили и подали к столу. "А где гигиеническое заключение на эту рыбу?" – спрашиваю я. Они удивляются: "Зачем?" Я объясняю, что в Казахстане нужно сначала получить заключение санэпиднадзора на рыбу, а потом есть ее. Израильтяне говорят, что, наверное, в Казахстане живут очень богатые люди, а "мы не можем содержать столько контролирующих органов".

Там, если на определенный продукт поступит жалоба от потребителя, то судья пошлет эксперта на предприятие разбираться. В случае обнаружения реальных проблем бизнесмен больше не сможет работать на рынке. Я считаю, такую схему работы госорганов наиболее эффективной.

Я раньше вел журнал посещений контролирующих органов в своем бизнесе и зарегистрировал за год 84 проверки! Потом отправил его президенту, всех инспекторов после этого вызывали в прокуратуру, спрашивали зачем они приходили и нашли ли недочеты. Не нашли, а приходили просто так. С этим нужно бороться, иначе они съедят весь казахстанский бизнес. При этом каждый из этих органов будет с пеной у рта доказывать, что он нужен и без него пол-Казахстана не станет.

– А правда, что контролеров и судей часто используют сами бизнесмены для нечестной конкуренции и рейдерства?

– Да, есть такое. Как только человек начинает делать свой бизнес, конкуренты сразу справки наводят о нем и отправляют налоговые органы. Как правило, за визитом контролирующих органов видны уши заказчика. Их используют не только для штрафов, но и для разборок между бизнесменами и госорганами.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.