Казахстанцев уже меньше волнует качество товаров, цена гораздо важнее – исследование

Также имеют значение промоакции

10 августа 2022 года

Высокое качество товара, бренд и производитель уже не волнуют казахстанских покупателей как раньше. Им гораздо важнее цена и промоакции. Об этом рассказала коммерческий директор исследовательской компании NielsenIQ Мадина Сейсенгалиева, сообщает LS.

Эксперт напомнила, что в I квартале текущего года 73% казахстанцев указали, что живут в режиме экономии. И на этом фоне покупатели выбирают магазины, которые предлагают более лучшие цены и промоакции. Такие данные содержаться в исследовании по текущему году.

"Два главных фактора при выборе товаров повседневного спроса – цена (88% опрошенных в 2022 году против 87% в 2016-м) и промоакции (59% против 55%). Высокое качество, страна производства, производитель и бренда уже не так важны для казахстанского покупателя в текущей реальности", – отметила Сейсенгалиева во время выступления на выставке Central Asia Fashion в Алматы.

Согласно ее данным, если в 2022 году высокое качество товара имело значение для 28% респондентов, то в 2016 году их доля достигала 36%.

Эксперт также рассказала о трех стратегиях экономии на фоне ослабления тенге, инфляции и остановки роста доходов.

"Первое – покупатель (70% опрошенных) ищет магазины, которые предоставляют более выгодные цены (64% в 2016 году). 26% отслеживают различные промоакции в магазинах (29% в 2016 году). 25% ходят в магазины, которые находятся дальше от дома или работы (22% в 2016 году)", – пояснила Сейсенгалиева.

Спикер также привела данные о том, что в 2022 году 29% покупателей меняют магазины в зависимости от акций. А 41% редко меняют магазины, но совершая покупки, активно ищут рекламные акции.

Как добавила представитель NielsenIQ, Казахстан исторически был страной, где покупатели очень лояльны к брендам. В 2008 году их доля составляла 80%. Однако с 2014 по 2022 годы показатель упал с 68% до 22%. А вот соискателей промоакций за тот же период стало, напротив, больше – с 33% до 79%.

Более того, исследование показывает, что 64% покупателей осведомлены о ценах на товары и замечают, когда они меняются (61% в 2021 году). А 95% заметили, что цены на продукты растут. В 2021 году их было 97%.

"Согласно другому исследованию, которое мы проводили в марте после начала войны, 46% покупателей не могли найти товары, которые они хотели купить. Сейчас ситуация немного нормализовалась, теперь 27% отметили, что ассортимент уменьшается, выбора у покупателей становится меньше", – подчеркнула Сейсенгалиева.

Кроме того, в Казахстане наблюдается небольшой рост потребительского оптимизма. По данным спикера, индекс во II квартале 2022 года составил 101 с ростом на два пункта относительно предыдущего квартала.

"Если мы говорим о перспективе трудоустройства, то в 2016 году 67% людей переживало, что у них завтра не может быть работы, сейчас – 52%", – привела данные эксперт.

Согласно им, шесть лет назад хорошо или отлично оценивали перспективы трудоустройства 33% опрошенных, в текущем году – 48%.

Примерно на тех же уровнях осталось восприятие материального положения. В 2022 году 13% респондентов оценивают его как отличное, 51% – как хорошее, 36% – как плохое. Существенных изменений нет.

"Время покупать новые вещи – обновление техники, одежды и т.д. – тут большинство покупателей (69%) более пессимистичны. И только одна треть считают, что сейчас хорошее время делать покупки", – пояснила Сейсенгалиева.

Спикер также сравнивала то, как казахстанцы следят за курсом тенге. Напомним, NielsenIQ ранее приводила данные о том, что в 2022 году регулярно это делают 23% респондентов, 51% – иногда.

А в 2016 году покупатели больше беспокоились о том, что будет с курсом тенге. Регулярно проверяли 44% опрошенных, 47% – иногда.

"Это понятно, в марте того года тенге отпустили в свободное плавание. И тот шок, который испытал покупатель, был с ним весь 2016 год. И они постоянно отслеживали курс национальной валюты к доллару и евро", – добавила Сейсенгалиева.

Она также напомнила о других результатах исследования, озвученных ранее. Так, 46% опрошенных в Казахстане считают, что ослабление тенге приведет к ухудшению жизни (против 61% в 2016 году). 33% уверены, что это приведет к инфляции (против 28%), 33% – к экономическом кризису или обострению ситуации (против 47%). 17% считают, что это временное явление (против 26%).

Помимо этого, Сейсенгалиева напомнила, что 31% опрошенных указали, что за три месяца (март-май) у них снизились доходы (у 12% – заметно, у 19% – немного). В то же время 46% ответили, что их доходы не изменились, у 17% – немного выросли, у 4% – заметно выросли. А 43% не имеют накоплений.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.