Более 40% казахстанцев не имеют никаких сбережений – исследование

Большинство из них стали экономить

3 июня 2022 года

Доля казахстанцев, у которых нет сбережений, составляет 43%. Об этом рассказала коммерческий директор исследовательской компании Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, сообщает LS.

Спикер поделилась результатами майского опроса покупателей в Казахстане на 15-м конвенте "Мир торговли" в Алматы.

"В такие турбулентные моменты сбережения являются тем бустером, которые спасают покупателей от резких изменений поведения, таких как переход на дешевые бренды, сокращение покупательской корзины, отказ от покупки определенных категорий. Мы видим, что 43% покупателей в Казахстане не располагают сбережениями. При этом 32% ничего не сделали с теми сбережениями, которые у них есть, а просто продолжили наблюдать за текущей ситуацией", – отметила Сейсенгалиева.

Согласно ее данным, 31% опрошенных указали, что за последние три месяца (март-май), что у них снизились доходы (у 12% – заметно, у 19% – немного). В то же время 46% ответили, что их доходы не изменились, у 17% – немного выросли, у 4% – заметно выросли.

Nielsen также узнал о том, как казахстанцы следят за курсом нацвалюты.

"Большинство покупателей – фактически две трети – регулярно следят за курсом (23% – регулярно, 51% – время от времени). И большинство покупателей беспокоят определенные колебания в формировании курса валют (22% очень обеспокоены, а 34%, скорее, обеспокоены)", – добавила Сейсенгалиева.

Кроме того, по ее данным, при ослаблении курса тенге 46% опрошенных ожидают ухудшения их личного благосостояния и качества жизни. 33% – инфляцию и гиперинфляцию, 33% – ухудшения ситуации с экономикой в стране. И 17% – оптимистичны и думают, что это временное явление, а ситуация улучшится.

Отдельно Сейсенгалиева затронула тему поведения потребления товаров повседневного пользования (FMCG) и как оно изменилось за последние три месяца. Так 99% покупателей отметили рост цен.

"Половина опрошенных указали, что они стали покупать в среднем на одну четверть меньше (на 26,3%), чем годом ранее. В среднем у них затраты увеличились на 30%. Большинство покупателей (88%) стали более экономными за последние три месяца", – пояснила эксперт.

Ее цифры свидетельствуют, что 10% опрошенных стали покупать больше в среднем на 30,7%.

"И как следствие, покупатель ищет те способы сэкономить, которые будут комфортны для него. И одним из таких способом является написание списка продуктов, которые они планируют купить в супермаркете. 82% составляют списки и стараются им следовать (на бумаге или в уме)", – рассказала Сейсенгалиева.

Кроме того, 27% покупателей отмечают, что ассортимент сократился за последние три месяца. 22%, напротив, видят его расширение, а 52% – что он не изменился, свидетельствуют данные спикера.

Также из исследования следует, что в Казахстане растет сфера современной розницы, вытесняя традиционную торговлю.

"Если мы возьмем численно все торговые точки в Казахстане, то по продовольственной группе товаров 83,5% - это все еще традиционная розница (против 86,2% в 2021 году). Это маленькие магазины, киоски, базарчики. И всего 16,5% (против 13,8% в 2021 году) составляют магазины современной розницы. Но если смотреть по доле продаж, современная торговля составляет практически половину всего того, что продается в Казахстане – 46,5% (против 44,5% в 2021 году)", – привела данные эксперт.

А по непродовольственной группе товаров ситуация еще более примечательная, продолжила Сейсенгалиева.

"У нас всего 18,1% численность торговых точек современного формата, но уже через них проходит 76,8% всего товарооборота категории личной гигиены и ухода за домом", – заключила спикер.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.