Казахстанцы оценивают свое материальное положение как неплохое – опрос

А уровень потребительского оптимизма в стране вырос

14 марта 2022 года

Казахстанцы считают, что страна находится в кризисе. Об этом заявил специалист по работе с розничными сетями NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов, сообщает LS.

Индекс потребительского оптимизма на IV квартал 2021 года составил 109 пунктов из 200 возможных, заявил он на международной выставке Central Asia Fashion в Алматы. Напомним, по данным NielsenIQ, предоставленным в сентябре прошлого года, уровень достигал 104.

"На самом деле это достаточно неплохой показатель. Все, что находится выше 100, говорит о преобладании более оптимистичного настроения у покупателей. Ниже 100 говорит о пессимистичной. Для сравнения: в России он составляет 91 пункт. Мы ждем данных за I квартал 2022 года. Картина могла достаточно сильно поменяться под влиянием январских событий и ситуации, которая происходит сейчас в регионе Восточной Европы", – отметил Буланов.

По его данным, более оптимистичными являются покупатели, которые имеют доход больше 300 тыс. тенге. Более этого, это более молодые покупатели в возрасте 18-34 лет. Наименее – от 55 до 65 лет.

"Индекс состоит из несколько компонентов: как казахстанцы относятся к перспективам трудоустройства. А мы видим, что покупатель оценивает их как хорошие. А если говорить о материальном положении, то казахстанцы в большинстве своем считают, что оно у них неплохое. Однако бежать и тратить за рамки базовых потребностей казахстанцы не полностью готовы", – пояснил эксперт.

Он также привел другие данные из исследовании NielsenIQ. Так, в IV квартале 2021 года большинство казахстанцев – 71% – продолжают считать, что страна находится в экономическом кризисе. Напомним, по сентябрьским данным показатель составлял 74%).

И только 18% являются позитивно настроенными (12% в сентябре 2021 года) и считают, что за 12 месяцев ситуация улучшится в экономическом плане, добавил Буланов.

По его данным, 72% казахстанцев продолжают предпринимать  меры по снижению своих трат.

"Покупка одежды, питание вне дома и развлечение вне дома – базовые блоки, на которых  казахстанцы стараются экономить", – рассказал Буланов.

Помимо этого, 33% казахстанцев отметили, что им подняли зарплату в прошлом году. Но если рассматривать то, что больше всего беспокоит казахстанцев, то тенденция не меняется – это рост цен на товары повседневного потребления.

"Также казахстанцы продолжают считать, что цены растут. И мы видим из года в год, что таких покупателей становится все больше. По итогам IV квартала, продукты, по которым казахстанцы заметили наибольший рост цен, – это в первую очередь свежие и ультрасвежие: мясо, птица, молочная продукция. Что касается других категорий, то больше всего почувствовали рост цен в по сигаретам", – рассказал Буланов.

Также эксперт отметил тенденцию, что казахстанцы стараются покупать наиболее необходимые продукты. При этом они также экономят, стараясь искать промо на полках магазинов и не отказываясь от своих любимых брендов, но покупая их в меньшем количестве. Это следует из исследования покупателей в Нур-Султане и Алматы.

При этом потребители ищут промо в категориях подгузников, средств ухода за ребенком и бытовой химии. А в Нур-Султане же покупатель готов поменять магазин на тот, который предлагает более интересное промо.

Буланов также рассказал о влиянии январских событий на торговлю. Так, в январе 2022 года против января 2021 года наблюдалось падение продаж алкоголя (за исключением пива) на 57,9%, пиво на 18,7%, консервированной продукции – на 33,6%, кондитерских изделий – на 21,4%, соус и приправ – на 16%.

Эксперт также затронул тему онлайн-торговли. Так, 57% казахстанцев не планируют сокращать частоту покупок в данном форме. И если больше всего алматинцев предпочитают приобретать онлайне продукты, то в столице наибольшую долю занимают непродовольственные товары.

По Алматы и Нур-Султану электронная торговля занимает 2,6%, продолжил Буланов. Однако его рост сейчас составляет 141,5%, а офлайн-торговля – на 18,2%. При этом 47% жителей Алматы и Нур-Султана используют и онлайн- и офлайн-форматы.

Кроме того, Буланов также добавил, что казахстанские потребители начали воспринимать, знать и идентифицировать собственные торговые марки на полках. Во-первых, их качество не хуже известных брендов, во-вторых, они дешевле, пояснил Буланов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Строят без разрешений и документов: сотни нарушений выявлены по стране
сегодня
Тенге сквозь кризисы: от первых шагов к свободно плавающему курсу. Видеоинфографика
сегодня
Fitch подтвердило рейтинг «BBB» Казахстанского фонда устойчивости
сегодня
Генпрокурор рассказал, как мошенники оформляют на казахстанцев кредиты без биометрии
сегодня
Недобросовестных недропользователей предлагают лишать права на добычу до пяти лет
сегодня
Тарифы на паузе: МНЭ рассказало, когда начнется повышение
сегодня
С 2026 года в Казахстане изменятся правила пенсионных отчислений
сегодня
Казахстан удерживает самые низкие цены на топливо в регионе
сегодня
Цифровой след не стереть: почему в Казахстане не получится исчезнуть из интернета
сегодня
Новая программа автолизинга для физлиц требует понятных и прозрачных условий – эксперт
сегодня
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.