Казахстанцы оценивают свое материальное положение как неплохое – опрос

А уровень потребительского оптимизма в стране вырос

14 марта 2022 года
    

Казахстанцы считают, что страна находится в кризисе. Об этом заявил специалист по работе с розничными сетями NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов, сообщает LS.

Индекс потребительского оптимизма на IV квартал 2021 года составил 109 пунктов из 200 возможных, заявил он на международной выставке Central Asia Fashion в Алматы. Напомним, по данным NielsenIQ, предоставленным в сентябре прошлого года, уровень достигал 104.

"На самом деле это достаточно неплохой показатель. Все, что находится выше 100, говорит о преобладании более оптимистичного настроения у покупателей. Ниже 100 говорит о пессимистичной. Для сравнения: в России он составляет 91 пункт. Мы ждем данных за I квартал 2022 года. Картина могла достаточно сильно поменяться под влиянием январских событий и ситуации, которая происходит сейчас в регионе Восточной Европы", – отметил Буланов.

По его данным, более оптимистичными являются покупатели, которые имеют доход больше 300 тыс. тенге. Более этого, это более молодые покупатели в возрасте 18-34 лет. Наименее – от 55 до 65 лет.

"Индекс состоит из несколько компонентов: как казахстанцы относятся к перспективам трудоустройства. А мы видим, что покупатель оценивает их как хорошие. А если говорить о материальном положении, то казахстанцы в большинстве своем считают, что оно у них неплохое. Однако бежать и тратить за рамки базовых потребностей казахстанцы не полностью готовы", – пояснил эксперт.

Он также привел другие данные из исследовании NielsenIQ. Так, в IV квартале 2021 года большинство казахстанцев – 71% – продолжают считать, что страна находится в экономическом кризисе. Напомним, по сентябрьским данным показатель составлял 74%).

И только 18% являются позитивно настроенными (12% в сентябре 2021 года) и считают, что за 12 месяцев ситуация улучшится в экономическом плане, добавил Буланов.

По его данным, 72% казахстанцев продолжают предпринимать  меры по снижению своих трат.

"Покупка одежды, питание вне дома и развлечение вне дома – базовые блоки, на которых  казахстанцы стараются экономить", – рассказал Буланов.

Помимо этого, 33% казахстанцев отметили, что им подняли зарплату в прошлом году. Но если рассматривать то, что больше всего беспокоит казахстанцев, то тенденция не меняется – это рост цен на товары повседневного потребления.

"Также казахстанцы продолжают считать, что цены растут. И мы видим из года в год, что таких покупателей становится все больше. По итогам IV квартала, продукты, по которым казахстанцы заметили наибольший рост цен, – это в первую очередь свежие и ультрасвежие: мясо, птица, молочная продукция. Что касается других категорий, то больше всего почувствовали рост цен в по сигаретам", – рассказал Буланов.

Также эксперт отметил тенденцию, что казахстанцы стараются покупать наиболее необходимые продукты. При этом они также экономят, стараясь искать промо на полках магазинов и не отказываясь от своих любимых брендов, но покупая их в меньшем количестве. Это следует из исследования покупателей в Нур-Султане и Алматы.

При этом потребители ищут промо в категориях подгузников, средств ухода за ребенком и бытовой химии. А в Нур-Султане же покупатель готов поменять магазин на тот, который предлагает более интересное промо.

Буланов также рассказал о влиянии январских событий на торговлю. Так, в январе 2022 года против января 2021 года наблюдалось падение продаж алкоголя (за исключением пива) на 57,9%, пиво на 18,7%, консервированной продукции – на 33,6%, кондитерских изделий – на 21,4%, соус и приправ – на 16%.

Эксперт также затронул тему онлайн-торговли. Так, 57% казахстанцев не планируют сокращать частоту покупок в данном форме. И если больше всего алматинцев предпочитают приобретать онлайне продукты, то в столице наибольшую долю занимают непродовольственные товары.

По Алматы и Нур-Султану электронная торговля занимает 2,6%, продолжил Буланов. Однако его рост сейчас составляет 141,5%, а офлайн-торговля – на 18,2%. При этом 47% жителей Алматы и Нур-Султана используют и онлайн- и офлайн-форматы.

Кроме того, Буланов также добавил, что казахстанские потребители начали воспринимать, знать и идентифицировать собственные торговые марки на полках. Во-первых, их качество не хуже известных брендов, во-вторых, они дешевле, пояснил Буланов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.