Казахстанский авиакеросин уходит на экспорт, пока местные аэропорты жалуются на его дороговизну внутри страны, передает LS.
Проблемы со стоимостью авиакеросина подняли представители казахстанских аэропортов. Так, по словам председателя подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП "Атамекен" Даулета Хамзина, сегодня стоимость топлива в Казахстане на 30% дороже, чем в Европе.
"Небольшой тренд на снижение есть. Но наши ресурсодержатели все-таки не такими темпами снижают стоимость топлива, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авикеросин становится самым дорогим в мире", – рассказал он.
В свою очередь директор авиационного маркетинга Международного аэропорта Алматы Абдул Кусаев подтвердил, что сегодня стоимость авиакеросина в Казахстане не соответствует мировым рынкам.
"Из-за этого нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15%, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита российские аэропорты. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже должны быть заинтересованы в продаже авиакеросина в больших объемах. Ведь сейчас идет затоваривание их складов. Поэтому мы хотели бы, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и чтобы цены держали на том же уровне", – заявил он.
По поводу затоварки складов у производителей авиакеросина свое мнение высказал представитель нацпалаты Даулет Хамзин.
"Ресурсодержатели обратились в министерство энергетики, и насколько я знаю, на апрель многие из них получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана. То есть вместо того, чтобы привести цены на топливо в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они и сейчас пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов. В частности, в Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. При этом мы не можем привлечь транзитный потенциал и предложить конкурентные цены для авиакомпаний, которые летят через аэропорты Казахстана", – пожаловался он.
При этом, по словам Хамзина, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана потребляют около 650 тыс. тонн за год.
"Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных, мы предполагаем, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в авиакеросине выросла бы до 850 тыс. тонн", – уточнил он.
Подводя итоги дискуссии, зампред нацпалаты "Атамекен" Евгений Больгерт попросил участников рынка определиться с нужными им сегодня цифрами.
"После этого мы поработаем с министерством энергетики по авиакеросину", – резюмировал он.
Ранее премьер-министр Аскар Мамин поручал проработать вопросы ценообразования на авиакеросин. При этом в министерстве энергетики прокомментировали вопрос о возможном госрегулировании цен на авиатопливо.