Казахстан планирует значительно увеличить транзитный потенциал к 2025 году. Об этом LS сообщили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
По информации ведомства, к 2025 году данный показатель должен вырасти до 30 млн тонн, с 23,8 млн тонн груза в 2021 году. В том числе перевозки контейнеров должны вырасти почти в два раза – до 1,6 млн ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент – прим. LS).
Для этого запланирован ряд проектов. В том числе в 2022 году начнется строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка Достык – Мойынты (до 2025 года). Проект оценивается в 938,1 млрд тенге. За счет него будет расширен транспортный коридор Китай – Европа – Китай.
Данный участок увеличит пропускную способность коридора в пять раз, а также скорость перевозки контейнеров с 800 км до 1,4-1,5 тыс. км в сутки, тем самым обеспечив ежегодно растущий контейнеропоток из Китая в страны Европы и в обратном направлении.
Также запланировано строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном с оценочной стоимостью 161,8 млрд тенге.
Сейчас ведутся переговоры с узбекской стороной по строительству и определению места примыкания новой железнодорожной линии для обеспечения разгрузки действующего пункта пропуска "Сарыагаш", который исчерпал пропускную способность.
Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка в два раза – до 50 поездов в сутки, сократить сроки транспортировки грузов в 1,5 раза.
Помимо этого, в планах есть строительство обводной железнодорожной линии станции Алматы. Проект оценивается в 93,6 млрд тенге. Это сократит время доставки грузов на 24 часа.
Кроме того, в Казахстане приступят к созданию контейнерного хаба в морском порту Актау.
В МИИР уточнили, что финансирование данных проектов будет осуществляться за счет внебюджетных средств частных инвесторов.
Также для увеличения транзита продолжится реконструкция и ремонт автомобильных дорог республиканского значения. В текущем году планируется охват 3,7 тыс. км, а также завершение ремонта и реконструкции на 3,1 тыс. км участках автомобильных дорог республиканской сети и 3 тыс. км дорог местного уровня.
Вместе с тем, в целях формирования "зеленого коридора" для транзитных грузов минимизирован таможенный досмотр в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в третьи страны.