В Казахстан станет сложнее завозить некачественную продукцию. Об этом сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает LS.
В ходе заседания мажилиса глава ведомства рассказал, что из-за участия Казахстана в ЕАЭС и отсутствия таможенных границ отечественные производители ощущают высокое давление импорта низкокачественной продукции.
В связи с этим в стране был создан ситуационный штаб с участием всех контролирующих госорганов (порядка 18 тыс. контролеров), был выстроен алгоритм. В результате введен усиленный лабораторный контроль по восьми предприятиям, введено также ограничение на ввоз. Отменено 67 документов об оценке соответствия импортного молока. Запрещена к реализации на внутреннем рынке импортная продукция на 3,7 млрд тенге.
Однако, по словам Шаккалиева, имеется ряд сдерживающих факторов. Это неполноценная лабораторная база (отсутствуют возможности проводить испытания на ряд антибиотиков, пестицидов, ГМО и др.), открытые границы, компетенция инспекторов, их материально-техническое оснащение.
Помимо этого, нормы Предпринимательского кодекса носят предупредительный характер и не подходят для оперативных мер реагирования на опасную продукцию и ее изъятия с рынка.
"Поэтому нам необходимы законодательные поправки по созданию особого порядка контроля – переход от субъекта контроля к объекту, возможность оперативного реагирования и изъятия опасных товаров без мер предупредительного характера, пересмотр ответственности за выпуск опасных товаров. В следующем году мы проведем анализ по всем отраслям обеспеченности лабораторий с учетом региональной специфики, по итогам которого "ручные" лаборатории будут исключены, а от оставшихся на рынке будем требовать модернизацию. Также планируется ввести запрет на использование серых сертификатов, полученных без испытаний в соседних странах при импорте продукции", – пояснил он.
Шаккалиев отметил, что через такое нетарифное регулирование Казахстан сможет защитить отечественный рынок. Например, если раньше страна не могла проверять ту же белорусскую молочную продукцию с имеющимся протоколом о прохождении испытаний, то сейчас Казахстан может усомниться и провести дополнительную проверку.
Для этого создается фонд "Сапалы өнім", который будет осуществлять закупку всей реализуемой импортной продукции и проводить анализ. В следующем году будет отбор образцов примерно по 65 видам товаров.
"Из того же Кыргызстана проходит продукция с протоколами на 20 тыс. тенге. Но это слишком низкая цена. Со следующего года мы планируем такие протоколы под лупой разглядывать", – пояснил он.
Помимо этого, министр также рассказал подробности внедрения реестра товаров казахстанского происхождения вместо бумажных сертификатов.
По его словам, в новой модели будут только заявитель и экспертная организация, без посредников и дополнительных плат. Заявитель будет подавать документы, экспертная организация – проводить анализ и включать в реестр.
На втором этапе, если производитель захочет доппреференции, он должен будет доказать, что у него есть определенная доля казсодержания.
"Мы придем в предстоящем году с поправками, где покажем модель. Уходят платежи, будет лицензирование деятельности. Хотим это сделать на базе самих производителей, давать им возможность лицензирования", – пояснил Шаккалиев.
Министр уточнил, что реестр будет доступен всем заинтересованным сторонам и станет единственным источником сведений о товарах казахстанского происхождения для предоставления мер господдержки.
Преференции будут предоставлять только тем производителям, чьи товары включены в список. Заинтересованные лица (заказчики, производители, госорганы) смогут самостоятельно получать информацию из данной базы.
Для создания благоприятных условий для бизнеса и населения ведется работа по увеличению доли современных торговых форматов.
Как отметил Шаккалиев, на сегодняшний день доля современных торговых форматов в Казахстане составляет 31%. В соседней России этот показатель превысил 70%. В развитых странах он достигает 90%. Обеспеченность торговыми площадями в Казахстане ниже международного уровня (РК – 647 кв. м на 1 тыс. человек, США – 1,9 тыс. кв. м, Германия – 1,45 тыс. кв. м).
"Наша задача – увеличить долю современных форматов торговли через инструменты государственной поддержки к 2027 году до 56%", – заявил министр.
Он отметил, что для этого в текущем году предусмотрено снижение ставки вознаграждения для торговых объектов, получающих кредиты на строительство, реконструкцию или приобретение оборудования.
Также ведется изучение всех торговых объектов для их отображения на интерактивной цифровой карте, где будут отслеживать нормативы: санитарные условия, пожарную безопасность и др.
Будут развиваться многоформатные виды торговли, такие как ярмарки, уличная торговля, доставка, выставки, магазины у дома. Совместно с бизнес-сообществом разрабатываются национальные стандарты, привлекаются дополнительные игроки, внедряются элементы франшизы.
"Мы прорабатываем создание кооперативных магазинов у дома, которые позволят небольшим объектам организовать совместные оптовые закупки. В будущем мы свяжем их с центрами сельского хозяйства, которые занимаются хранением, отбором продукции", – сообщил Шаккалиев.
Перейдя к рынкам, министр сообщил, что до 31 декабря 2025 года все они будут обновлены в соответствии с градостроительными, пожарными и санитарными стандартами. Всего в стране 722 рынка, из которых 460 – универсальные. 195 необходимо модернизировать в соответствии с современными требованиями, уже обновлен 121 объект. Остальные 74 будут реконструированы до установленного срока.
Возвращаясь к торгово-экономическому сотрудничеству в рамках ЕАЭС, Шаккалиев сообщил, что за семь лет взаимная торговля Казахстана со странами союза выросла на 74% и достигла $28 млрд по итогам 2022 года. Экспорт Казахстана в страны ЕАЭС вырос на 90%.
В этом году также удалось снять 10 барьеров. В том числе в Кыргызстане – неравные условия при взимании НДС для сельхозтехники, в Беларуси сняты ограничения по доступу к аптекам лекарств из стран ЕАЭС (ранее установлено не менее 50% лекарств белорусского производства), в России устранен барьер в госзакупках для продукции станкостроения.
"Для обеспечения взаимного доступа к закупкам стран ЕАЭС выработаны общие критерии промышленной переработки почти по 450 товарным позициям (17 отраслей промышленности), расширен перечень товаров, происхождение которых подтверждается сертификатом СТ-1 (173 позиции). Это позволит увеличить казахстанский экспорт на рынок стран-партнеров с объемом свыше $100 млрд ежегодно", – сообщил Шаккалиев.
В рамках соглашений о зоне свободной торговли с третьими странами Казахстан взаимодействует с Сербией, Вьетнамом и по усеченному формату – с Ираном. В результате товарооборот со Вьетнамом за семь лет вырос в 2,5 раза (до $525,7 млн), с Ираном за три года – на 38% (до $521 млн), с Сербией за год – в три раза (до $73,8 млн).
"Сегодня, 25 декабря, в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета главами государств планируется подписание соглашения о свободной торговле с Ираном. Аналогичное соглашение подписано с Сингапуром, оно проходит внутригосударственные процедуры. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Египтом, Индонезией и ОАЭ", – анонсировал Шаккалиев.
Министр добавил, что, помимо этого, прорабатываются казахстанские инициативы по становлению Казахстана в качестве логистического хаба ЕАЭС, центра Евразийской промышленной кооперации. Поэтому ведется работа по развитию восточного международного транспортного коридора "Север – Юг", строительство железнодорожной линии "Дарбаза – Мактаарал", строительство вторых ж/д путей на участке "Казалы – Арысь".
В целом, по словам Шаккалиева, правительством поставлен целевой индикатор по увеличению несырьевого экспорта товаров и услуг до $41 млрд к 2025 году.