Magnum и Metro рассказали об убытках в карантинные выходные

В других странах аналогичные меры оказались неэффективны

вчера
    

Две недели подряд в субботу и воскресенье в ряде городов Казахстана были закрыты крупные торговые центры и сети. Их представители рассказали LS, как повлияли на деятельность гипермаркетов карантинные выходные.

По словам PR-менеджера Magnum Дмитрия Шишкина, потери торговой сети уже достигли сотен миллионов тенге.

"Точную сумму убытков мы еще подсчитываем, она станет известна через пару недель. Однако уже сейчас, по прогнозам, потери за минувшие выходные (20-21 и 27-28 июня, – прим. LS) исчисляются сотнями миллионов тенге. Более того, такие же потери фиксируют наши поставщики – в первую очередь, скоропортящихся товаров. Молочная продукция, свежие овощи и фрукты закупались и поставлялись для реализации в супермаркеты с учетом повышенного спроса в выходные дни – именно тогда большинство семей планирует крупную закупку в магазинах, на неделю-две", – отметил Шишкин. 

Он добавил, что основные статьи убытка торговых сетей – это потерявшая товарный вид продукция, в первую очередь, свежие овощи и фрукты.

"Потери исчисляются десятками тонн. Причем основная часть скоропортящейся продукции – это товары местного, казахстанского производства", – пояснил собеседник LS.

Шишкин также подчеркнул, что информация о закрытиях магазинов поступает ко всем участникам рынка только после обеда в пятницу. Соответственно, нет никакой возможности к этому подготовиться ни у покупателей, ни у ретейла.

Представитель Magnum также высказался о решении властей приостанавливать работу крупных торговых сетей на выходные.

"Что касается эффективности решения о закрытиях торговых сетей на выходные дни – мы не вправе судить, поскольку не являемся медиками. Тем более с приостановлением массового тестирования на COVID-19 даже специалисты не смогут дать аргументированную оценку эффективности этих мер", – высказался Шишкин.

Однако он поделился опытом зарубежных ретейлеров в данном вопросе.

"В подавляющем большинстве стран решения приняты обратные: максимально растянуть трафик, дать возможность людям гибко планировать свой график посещения магазинов, чтобы не сталкиваться в них со скоплением людей. Для этих целей магазины в большинстве стран увеличили количество часов своей работы, отменили выходные, кто мог – перешел на круглосуточный режим. Это позволило избегать очередей", – рассказал Шишкин. 

По его словам, карантинные выходные практиковались только в трех странах – Сербии, Турции, Азербайджане.

"И везде эта мера оказалась неэффективна. Более того, она вызвала массовые протесты населения и, как следствие, еще больший вал заболеваемости. В нашем случае пока мы наблюдаем также негативный эффект в силу того, что большие и средние супермаркеты закрыты, покупательский поток смещается в магазины у дома, которые не рассчитаны на обслуживание большого количества людей. Как следствие, повсеместно нарушаются нормы социального дистанцирования. Кроме того, непосредственно после объявлений о закрытии магазинов на выходные и в первые дни после их открытия покупательский поток также увеличивается, люди стремятся реализовать свой отложенный спрос. Этот трафик гораздо легче контролировать, когда он растянут по времени, все процессы в магазинах, в том числе и регулярная дезинфекционная обработка, выстроены, исходя из обычного покупательского потока", – отметил Шишкин. 

Помимо крупных точек, в сеть входит и Magnum Express, который имеет формат магазинов у дома. Их работа была разрешена. Но и тут возникли проблемы.

"Нечеткость требований привела к тому, что некоторые собственники зданий, у которых мы арендуем помещения, не разрешили работать Magnum Express. В итоге работают в выходные только 16 магазинов (из 24, – прим. LS). Они небольшие, не рассчитанные на большой поток покупателей. Также простой арендованных помещений под торговлю. Большинство наших магазинов – не в собственных зданиях, а в арендованных. Расходы на аренду заранее закладываются в бюджет из расчета, что они будут закрываться прибылями магазинов, работающими без выходных. Однако основной покупательский поток, формирующий оборот – в выходные дни, сейчас мы его теряем и фиксируем убытки", – посетовал Шишкин. 

Кроме того, торговая сеть продолжает выплачивать зарплату сотрудникам, несмотря на простой.

"Заработная плата нашим сотрудникам выплачивается несмотря на то, что смены, приходящиеся на выходные, сейчас не задействованы. Вынужденный простой сотрудников мы не можем переложить на их плечи, в Magnum работает более 10,5 тыс. человек. Эти затраты мы также берем на себя. Стоимость аренды и фонд заработной платы – одни из основных факторов себестоимости товаров, сейчас наша торговая наценка не перекрывает этих затрат", – заключил Шишкин.

Убытки терпит и торговая сеть Metro. Об этом LS рассказала PR-специалист компании Асемгуль Сыздыкова

"Традиционно все крупные покупки горожане совершают на выходных. На субботу и воскресенье приходится львиная доля продаж в неделю. В прошлые выходные (20-21 июня, – прим. LS) мы были вынуждены закрыть торговые центры Metro в Нур-Султане и Алматы. Нам удалось оповестить клиентов заранее, поэтому у людей был короткий промежуток времени в пятницу, чтобы успеть закупиться. Food retail – сфера, в которой очень важно соблюдать сроки годности. Два дня для некоторых категорий продуктов питания, таких как овощи и фрукты, мясо, некоторые молочные продукты, хлеб – значительный срок. Мы понесли убытки в данных категориях", – пояснили Сыздыкова.

Собеседница LS добавила, что потери торговой сети за выходные 27-28 июня ожидаются выше, чем в прошлые. 

"С учетом опыта, полученного на прошлой неделе, а также фактом того, что, помимо торговых центров в Нур-Султане и Алматы, нам необходимо в воскресенье закрыться в Усть-Каменогорске и сократить время работы в Шымкенте, мы ожидаем потери выше, чем на прошлой неделе. Кроме этого, перед прошедшими выходными (27-28 июня, – прим. LS) очень поздно получили уведомление, и остановить отгрузки было невозможно", – отметила Сыздыкова.

Говоря о решении закрыть торговые сети на выходные, она также поделилась опытом других стран, где не закрывали супермаркеты.

"На сегодня мы наблюдаем стремительное распространение коронавирусной инфекции у нас в стране. Поэтому несомненно должны быть предприняты максимально эффективные меры для недопущения столь резкого роста числа заболеваемых. Мы постоянно обмениваемся опытом и информацией с зарубежными коллегами и следим за мерами, которые предпринимают власти в разных странах. Хотелось бы выделить подход в Германии и ряде других западных стран, где супермаркеты по-прежнему продолжают работать, но есть четкое ограничение по количеству людей, которые могут пребывать в одном пространстве, исходя из площади. Этот подход довольно эффективен, если общество и бизнес готовы сознательно подходить к вопросу", – заключила Сыздыкова.  

Напомним, 20-21 июня в ряде городах Казахстана прошли карантинные выходные, была приостановлена работа крупных торговых центров и сетей. Такую же меру приняли и в отношении выходных 27-28 июня.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.