Экспортеры Казахстана испытывают трудности при продаже своей продукции в других странах. С какими проблемами сталкиваются отечественные бизнесмены во внешней торговле рассказали LS участники рынка.
Так, директор компании "Сантехпром" Владимир Крючков отметил изменения на казахстанском рынке в связи с ослаблением российского рубля. По данным В.Крючкова, с момента девальвации рубля поставки российской сантехники в Казахстан увеличились вдвое. При этом экспорт продукции организации в Россию уменьшился на 40%. В свою очередь, продажи компании на внутреннем рынке снизились вдвое по сравнению с прошлым годом. "До 80% продукции, которую мы производим, мы экспортируем в страны ЕАЭС. 60% экспорта – в Россию. И конечно, в связи с тем, что произошел такой обвал, у нас определенные сложности появились. Мы снизили цены на нашу продукцию - в некоторых регионах на 15-20%, где-то мы продаем даже в минус. А экспортируем продукцию практически по себестоимости. Потому что не так страшно не зарабатывать, как страшно потерять сложившиеся рынки сбыта", - сообщил LS В.Крючков.
Помимо этого на внутренние продажи повлияла "заморозка" некоторых строительных объектов с участием государственного капитала. В.Крючков считает, что государству необходимо продвигать казахстанскую продукцию на отечественных стройках. Защитить внутренний рынок Казахстана после вступления во Всемирную торговую организацию, по его мнению, позволит более жесткая система сертификации. "Сегодня сертификация товаров, поступающих в ЕАЭС извне, подлежит довольно жесткой критике. Она на внутреннем рынке работает плохо. Например, чтобы сертифицировать эмалированную ванну из Китая, достаточно просто приехать в сертификационный центр, предъявить, что это произведено в Китае. Никто никаких лабораторных испытаний этого продукта проводить не будет, потому что нет соответствующего оборудования. Он может свободно торговаться на рынке", - подчеркнул В.Крючков.
В Европе, напротив, система сертификации работает, как механизм защиты внутреннего рынка.
"Когда мы получали сертификат на радиатор отопления в Италии, нам было предложено там, во-первых, выплатить очень большую сумму денег, как гарантия того, что мы представим качественную продукцию. Во-вторых, сама сертификация длилась три месяца. И нам при этом по контракту не гарантировали, что мы получим сертификат. Но мы успешно получили его", - пояснил собеседник LS. Проблемы развития экспорта также существуют в переработке сельскохозяйственной продукции, сообщил LS председатель Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
"Проблему я вижу в том, что у нас в стране отсутствуют структуры, напрямую отвечающие за развитие экспорта сельскохозяйственной переработанной продукции. Весь мир уже давно работает от продаж, а не от производства. Бессмысленно производить продукцию только потому, что у тебя есть большой склад. Наше сельхозтоваропроизводство изначально экспортоориентировано. Даже в самые неурожайные годы в Казахстана уровень производства зерна превышал внутренние потребности. И, если это так, то развитие внешних рынков – задача как бизнеса, так и государства. И, если в странах – импортерах нашей продукции вводятся те или иные ограничения в торговле, нашему бизнесу с ними бороться практически невозможно", - отметил Е.Ган.
Как утверждает собеседник LS, страны Средней Азии, которые ранее были крупными импортерами казахстанской муки, стали развивать собственное мукомольное производство. Казахстан в свою очередь стал активно наращивать экспорт зерна в данные страны. "Чтобы их мукомолье развивалось более активно, они стали применять различные ограничения в торговле. К примеру, Узбекистан ввел ограничение в виде акцизного налога на муку в размере 15%. В 2013 году снизил планку этого акциза с 15% до 11%, одновременно увеличив акциз на макаронные изделия с 20% до 30%. В Таджикистане входной НДС на муку – 18%, на зерно – 10%. Не отстал и Кыргызстан, введя дополнительные сборы при ввозе казахстанской муки в размере 3 сома на килограмм", - пояснил Е.Ган.
В то же время начальник отдела экспорта компании "Келет" Янош Папп поведал, что предприятие планирует открыть представительство в России. Однако испытывает трудности с изучением российского законодательства. Келет производит электрические котлы для системы отопления, насосные станции повышения давления и системы водоснабжения.
"Нормальное развитие экспорта состоит из трех этапов. Это наличие агентов в зарубежной стране, затем присутствие дилеров, которые заводят продукцию и начинают продавать, и открытие филиала на территории страны. Сейчас у нас стоит задача открыть филиал в России. Я считаю, что на данном этапе казахстанским предприятиям надо помочь понять российское законодательство, помочь изучить его. Может быть, нужны какие-нибудь курсы и тренинги. Сейчас изучение идет тяжело", - выразил мнение Я.Папп.
Глобальных проблем, возникших вследствие вступления Казахстана в ЕАЭС, Я.Папп не наблюдает. Однако подтверждает сокращение поставок в Россию на 15-20% после падения рубля. "Многие российские предприниматели старались держать старые цены. Наш товар был немного дороже. Цены откорректировали по нынешнему курсу рубля, но все равно наши цены остаются дорогими", - пояснил собеседник LS.
Казахстанские производители также испытывают трудности с экспортом товаров в Китай из-за несоответствия нормативных баз двух стран. Так, по сообщению компании "Маслодел", служба надзора за качеством, инспекции и карантина Китая требует с казахстанских предпринимателей фитосанитарный сертификат на растительное масло.
"Хотя в соответствии с перечнем подкарантинной продукции, утвержденным постановлением правительства Казахстана, растительные масла не относятся к подкарантинной продукции. Поэтому требование фитосанитарных сертификатов на растительные масла, которые произведенны в Казахстане - незаконно", - утверждают в компании.
Напомним, ранее в интервью LS управляющий директор Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Газиза Шаханова рассказала о различных проблемах экспортеров в Казахстане. В частности, производителей волнуют вопросы доступности кредитов, возврат НДС, ежегодный рост тарифов. Согласно данным комитета по статистике Миннацэкономики, экспорт Казахстана в другие страны мира в январе-марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился почти в два раза. При этом экспорт в страны ЕАЭС сократился более чем на 30%.