Какие стартапы ищут азиатские инвесторы в Казахстане

Электронная коммерция - это новый мегатренд в стартап индустрии

3 декабря 2015 года

Азиатские технологические инвесторы охотно посещают стартап-конференции в Казахстане, однако еще не готовы вкладывать в местные проекты. Поведение бизнесменов в интервью LS объяснил исполнительный директор малазийского инновационного центра MaGiC Уоррен Лео (Warren Leow). 

- г-н Лео, наверняка вы, как и коллеги, уже составили мнение о казахстанских проектах. На ваш взгляд, заинтересовали ли они инвесторов из Юго-Восточной Азии?

- Я думаю,еще рано говорить о планах азиатских бизнесменов инвестировать в Казахстан. Этому мешает географическое расположение страны. Страна находится между большими экономиками – Россией и Китаем. Но, вполне возможно, что некоторые местные проекты могут уехать в Юго-Восточную Азию.

Когда инвесторы думают о вашей стране, они представляют нефтяные и газовые проекты, сырьевые продукты и логистику. Мы можем экспортировать разработки между Юго-Восточной Азией и Центральной Азией.

- Вы и ваши коллеги приехали на стартап-конференцию Echelon Central Asia в Алматы. На ваш взгляд, какие проекты ищут инвесторы в Казахстане?

- Их можно разделить на две категории: традиционные, которые думают над участием в нефтяных и газовых проектах, и технологические. Для привлечения последних стоит поработать. Сегодня азиатские инвесторы приезжают сюда, чтобы проведать обстановку и присмотреться. С другой стороны, если казахстанские проекты захотят приехать в Юго-Восточную Азию, связи с инвесторами будут им полезны. В целом азиатские венчурные капиталисты обычно вкладывают в проекты от $500-600 тыс. до $5-10 млн. Хочу отметить, рынки Казахстана и Малайзии похожи - это страны с небольшим населением.

Бизнесмены заинтересованы в проектах электронной коммерции, логистики, в потоковом мультимедиа и способах оплаты - решения для платежных систем, мобильные кошельки. Все они могут быть скопированы на вашем рынке. В большинстве развивающихся стран начинают покупать онлайн. Это новый мегатренд, то, что случилось в России и Китае пять лет назад. К слову, проникновение электронной коммерции на развивающихся рынках составляет 1-2%, в Китае, Европе и США - от 8-10%.

- Стоит ли опасаться того, что лучшие стартапы могут уехать из Казахстана?

- Они и должны уезжать из Казахстана. Местный рынок маленький, поэтому нужно смотреть на возможности за пределами страны - на Европу, СНГ или Юго-Восточную Азию.

- Какие стартап-тренды активно развиваются в Юго-Восточной Азии?

- Это электронная коммерция и логистика в ней, банкинг, медиа, приложения по запросу, мобильные игры. Однако есть и другие направления – мобильные сервисы, аналитические системы, интернет вещей, виртуальная реальность.

- Станет ли Юго-Восточная Азия второй Силиконовой долиной?  

- Нет, Азия не собирается становится второй Силиконовой долиной. Для того чтобы построить ее в Сан-Франциско, ушло 40-50 лет. За это время она стала компактной. Там совместно работают менторы, правительство, частный сектор, инвесторы и законодательство. Допустим, в китайском в Гуанчжоу выросла компания Alibaba, в Японии создали Rakuten, стартапы активно развиваются в Лондоне и Берлине. Но никто из них так и не стал второй Силиконовой долиной.

- С какими ожиданиями вы приехали в Казахстан?

- Я приехал сюда, чтобы построить отношения и завести связи. Если казахстанские проекты захотят поработать в Юго-Восточной Азии им будет легче попасть, зная нас. Мы приехали поделиться опытом, который мы имеем. Хотелось бы отметить опасность того, что многие казахстанские бизнесмены думают в рамках одной страны. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.