Президент Касым-Жомарт Токаев поручил заняться расширением альтернативных маршрутов экспорта нефти. LS выяснил у Минэнерго, какие меры в данном направлении ведутся.
По информации ведомства, в рамках дальнейшей диверсификации экспорта казахстанской нефти прорабатываются альтернативные маршруты:
- порт Баку (Азербайджан), далее по трубопроводу "Баку – Тбилиси – Джейхан" (БТД) и порт Батуми (Грузия);
- порт Нека (Иран).
Также ведется проработка по вопросам расширения некоторых участков маршрута Атырау – Кенкияк – Кумколь – Атасу – Алашанькоу с целью увеличения экспортных объемов казахстанской нефти в направлении Китая.
"Структура экспорта нефти по маршрутам будет зависеть исходя из экономической привлекательности и эффективности каждого направления для казахстанских грузоотправителей", – пояснили в Минэнерго.
В ведомстве также заверили, что на данный момент экспорт отечественной нефти через КТК осуществляется в штатном режиме.
Также в Каспийском трубопроводном консорциуме планируется устранить узкие места нефтепровода до 2023 года. В результате мощность трубы вырастет до 81,5 млн тонн в год, включая казахстанский участок – до 72,5 млн тонн в год.
Тем временем, по данным Energy Analytics, в 2021 году казахстанскую нефть экспортировали в четырех направлениях. В том числе на КТК пришлось 53 млн тонн (79%), на Атырау – Самара – 12 млн тонн (18%), через порт Актау – 2 млн тонн (3%), на Атасу – Алашанькой – 1 млн тонн (более 1%).
Напомним, в КТК сообщили о решении суда остановить производство на 30 дней. В то же время в компании направили ходатайство об отмене решения суда. Экономист Алмас Чукин спрогнозировал потери в случае, если работа консорциума остановится. Он также назвал сроки возможной диверсификации маршрутов экспорта нефти.
Также министр энергетики Болат Акчулаков рассказал о возможностях альтернативных маршрутов экспорта черного золота.