Министр энергетики Болат Акчулаков озвучил возможности альтернативных маршрутов по экспорту нефти, передает LS.
Во время прямого эфира на "Хабар 24", он пояснил, что у Казахстана есть свободные мощности, но они ограничены.
Например, в морском порту Актау нужно увеличивать танкерный флот.
"Если, к примеру, говорить о более долгосрочных вещах, мобилизовать танкеры, в принципе, можно, но все же это будет не весь объем. Еще у нас есть очень незначительный, но все-таки объем определенный, который мы можем отправить на восток в направлении Китая по нефтепроводу "Атасу – Алашанькоу". Но там есть узкое место: у нефтепровода из Атырау в направлении Кенкияка ограничена мощность. Расширение займет время", – пояснил он.
Среди оперативных мер также есть железнодорожный маршрут, через который можно перебросить 1,5 млн тонн к "Атасу – Алашанькоу". Но данный метод сильно ограничен существенной нехваткой вагонов-цистерн.
"Для такого огромного объема экспорта в случае длительной и полной остановки через какое-либо направление требуется огромное количество просто вагонов-цистерн, которых нет в наличии сегодня", – отметил министр.
Акчулаков добавил, что восстановление работы ВПУ-1, о котором стало известно сегодня, включая альтернативные маршруты, обеспечивает полноту запланированной добычи в Казахстане.
"Если бы теоретически КТК не работал и эти 53 млн тонн нельзя было бы перекачивать по данному нефтепроводу, вопрос оказался бы сложнее. Порядка 16-17 млн тонн мы еще можем перебросить, это треть. Дальнейшее наращивание мощностей требует инвестиций в инфраструктуру. Этот вопрос небыстрый", – пояснил он.
В том числе по маршруту Атырау – Самара предельный объем составляет 17 млн тонн из-за определенных договоренностей. Сейчас технические возможности порта в Актау составляют 5 млн тонн, но технически его можно расширить до 10-12 млн тонн, если восстановить портовую инфраструктуру, танкерный флот и приемки на портах Баку.
"Для того чтобы использовать мощности нефтепровода "Баку – Тбилиси – Джейхан", после того, как дойдем до Баку, надо около полугода, чтобы реанимировать нефтепровод соединительный. Это вопрос длительный. Примерные реалии такие. К счастью ВПУ-1 работает, и это спасение", – сообщил Акчулаков.
Министр добавил, что нефтепровод с Китаем можно довести до 20 млн тонн, если расширить "узкое место". Также он высказал мнение, что Европа не откажется от казахстанской нефти, так как поиск альтернативы сложный и забюрократизированный вопрос.
Ранее эксперты высказывали мнение о том, что Казахстан может недополучить более 500 млрд тенге нефтяных поступлений из-за аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме.
Напомним, в Казахстане прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам.
Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.