В Минэнерго рассказали, что спасет Казахстан от потерь из-за аварии на КТК

Министерство пока не ожидает значительных потерь от остановки КТК

25 марта 2022 года

В министерстве энергетики выразили надежду, что аварию на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) устранят в течение трех недель, передает LS. 

По словам главы ведомства Болата Акчулакова, на КТК имеются всего три выносных причальных устройства (ВПУ).

"По ВПУ-3 была авария, и это привело к остановке. Соответственно, на втором устройстве тоже наблюдались перебои, его включили. И первый в целях безопасности дообследования также был отключен. Это означает, что наши месторождения какие-то несколько дней могут работать на резервуарный парк, после чего, если затянется ситуация с ремонтом ВПУ на порте Новороссийск, это может привести к сокращениям добычи нефти на всех трех крупных месторождениях (Кашаган, Тенгиз, Карачаганак)", – сказал он.

Однако накануне ведомство провело технические консультации с коллегами по КТК.

"На сегодняшнее утро есть информация, что ВПУ-1 все-таки заработает сегодня, подадут танкер. И это, в принципе, нас спасает от значительных потерь. Поэтому будем надеяться, что погода уляжется, ВПУ-1 сегодня включится в работу, танкеры встанут на погрузку, и по ВПУ-2 и ВПУ-3 в течение трех недель надеемся, что наши коллеги завершат ремонт и все нормализуется", – выразил надежду Акчулаков.

Министр также ответил на вопросы журналистов о том, какие потери понесет Казахстан в месяц, в случае если ремонт затянется.

"КТК при своей нынешней мощности работал вообще-то с двумя ВПУ из трех. Один всегда в резерве находился на случай аварийных вещей, которые сейчас происходят. Поэтому если в течение трех недель один из ВПУ, второй или третий удастся ввести в строй, это означает, что КТК будет работать в штатном режиме. С ВПУ-1 мы можем работать с учетом того, что часть нефти мы временно направим на альтернативные маршруты, потерь пока на данный момент я не вижу. Мы пока считаем еще, но с одним ВПУ практически потерь не будет, мы эту добычу сможем догнать, нагнать и выполнить тот план, который на этот год мы утвердили для себя", – заверил министр.

Между тем, по словам министра, самый пессимистичный сценарий по КТК – это ремонт на два месяца.

"Если бы первый причал не работал и все три причала стояли, то 4,4 млн тонн в месяц составили бы потери, из которых по альтернативным маршрутам мы смогли бы распределить 1,3 млн тонн и 3 млн тонн выпадало бы. Но в связи с тем, что в начале года прибыль в бюджете закладывалась на уровне $60 за баррель, сегодня цена в пределах $120, что с точки зрения денежных поступлений выше в два раза, поэтому больших проблем по поступлению денег в такой ситуации я не вижу", – добавил он.

При этом один причал даст возможность перекачки определенного объема через Новороссийск, а вот альтернативные маршруты, по словам главы ведомства, сегодня не могут перекрыть весь объем.
"53-54 млн тонн в год прокачивается по КТК – это наш основной экспортный маршрут. Из 68 млн тонн экспорта 53-54 млн – это очень значительная часть. Развитие остальных альтернативных маршрутов возможно в полном объеме, но это потребует очень большого времени и связано с тем, что нужно технические решения принимать, в том числе даже, может быть, и придется строить новые трубы. Поэтому из оперативного, из запасного режима чуть больше 16 млн тонн альтернативных маршрутов – то, что мы можем, это в годовом исчислении, можем перенаправить", – пояснил министр.

Он также прокомментировал информацию о приостановке добычи на Кашагане на два месяца из-за капремонта.

"Кашаган ни на какие два месяца в ремонт сегодня вставать не будет. У него плановый ремонт летом. Он работает сейчас пока еще в штатном режиме. Если ВПУ-1 заработает, это небольшая угроза, не такие большие потери, не нужно месторождение останавливать. Поэтому ведутся обычные штатные работы. Ясно, что проблему надо решать, поэтому оперативно мы консультируемся со всеми, прорабатываем различные альтернативные маршруты. Но это рабочие моменты, здесь сказать, что Кашаган на два месяца встал, такого нет на самом деле. Это не подтверждается", – подчеркнул Акчулаков.

Кроме того, он рассказал о проблемах транспортировки казахстанской нефти в Европу по железной дороге.

"Самая большая проблема сегодня – это отсутствие достаточного количества ж/д цистерн. Те, что есть в наличии, большая часть задействована для снабжения и циркуляции внутри Казахстана, в основном для нефтепродуктов. Тип вагонов для нефти и нефтепродуктов одинаковый. В основном тот парк, который у нас имеется, он ограничен: порядка 1,5-2 тыс. вагонов. Этого недостаточно, чтобы вывозить большой объем нефти, но их хватит для перевозки по альтернативным маршрутма, к примеру, порт Актау. Можно загружать его за счет железной дороги и этих вагонов хватит. Но для экспорта, чтобы отвозить в порта Черного моря и Балтики, этих вагонов не хватит", – резюмировал министр.

Позже Акчулаков подтвердил, что ВПУ-1 заработал и танкер уже стоит под погрузкой сейчас. Это означает, что поставки не прекратятся.
"Надеемся, что будет работать в штатном режиме ВПУ-1. ВПУ-2 или ВПУ-3, смотря что первое начнут ремонтировать, когда восстановят в строй, можно говорить о полном восстановлении погрузки", – пояснил он.

Ранее эксперты высказывали мнение о том, что Казахстан может недополучить более 500 млрд тенге нефтяных поступлений из-за аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме. Напомним, в Казахстане прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам. Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.