Как спасают банки в Казахстане и в мире

Финансовые власти подавляющего большинства стран принимают меры по поддержке банков исходя из состояния экономик и финансовых систем собственных стран

1 августа 2017 года
    

Национальный банк презентовал программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. На этот раз фининституты получат около 500 млрд тенге. LS решил вспомнить о том, какая госпомощь оказывалась в Казахстане и в мире.

Независимый экономист Александр Юрин считает, что поддержка банков в республике происходит довольно продолжительный промежуток времени.

Как уточнили в Нацбанке, в рамках плана правительства, Нацбанка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы из Нацфонда было выделено 1,2 трлн тенге, из которых 476,1 млрд тенге направлены на стабилизацию финансового сектора.

Выделенные 476,1 млрд тенге были распределены следующим образом:

120 млрд тенге – Народному банку: 60 млрд тенге на покупку акций и 60 млрд тенге для финансирования реального сектора экономики в виде вклада.

120 млрд тенге – Казкому: 36 млрд тенге на покупку акций и 84 млрд тенге на финансирование реального сектора экономики в виде вклада.

24 млрд тенге – Альянс-Банку на покупку акций.

Выделенные средства этим трем банкам возвращены в полном объеме.

212,1 млрд тенге – на покупку простых акций БТА Банка.

При этом в 2014 году из Нацфонда выделили 250 млрд тенге на капитализацию Фонда проблемных кредитов (ФПК) для оздоровления банковского сектора. Позже ФПК предоставил Казкому (ККБ) эти средства в виде обусловленного финансирования (банковский вклад на определенных условиях).

"Средства, полученные в рамках обусловленного финансирования, направлялись ККБ на кредитование приоритетных секторов экономики, снижение долговой нагрузки действующих заемщиков, снижение ставки вознаграждения. Таким образом, выделяемые государством денежные средства предоставлялись на рыночных условиях и принципах возвратности", - уточняется в программе Нацбанка по оздоровлению банковского сектора.

В свою очередь Юрин считает, что выделение очередной суммы в 500 млрд тенге на поддержку банков само по себе не выглядит чем-то экстраординарным. Однако, по его мнению, механизм дополнительной капитализации банков выглядит довольно необычно. По его оценкам, программа предполагает как выделение банкам средств Нацбанка путем покупки субординированных облигаций, так и обязательное вложение полученных средств в государственные ценные бумаги.

"При этом официальные источники не уточняют, какие именно ценные бумаги будут приобретаться банками, однако если это будут ценные бумаги министерства финансов, то деньги, выделяемые регулятором, в конечном счете пойдут на финансирование госдолга", - предположил Юрин.

Экономист добавил, что вливания в капитал банков за счет ресурсов государства осуществлялись во многих странах, однако в зарубежной практике отсутствуют полные аналогии анонсированному Нацбанком механизму рекапитализации.

По его оценкам, эта практика имеет ряд общих черт с реализованной в России в конце 2014 году инициативой по повышению капитализации банков с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

"Суть этой инициативы заключалась в обмене облигаций федерального займа на субординированный долг и привилегированные акции банков. В отличие от механизма, предложенного казахстанским Нацбанком, докапитализация российских банков с участием АСВ не предполагала использования средств российского Центробанка. Кроме того, некоторые российские банки были докапитализированы путем приобретения привилегированных ценных бумаг за счет средств российского Фонда национального благосостояния (ФНБ). В целом на начало 2017 года объем докапитализации российских банков через агентство достиг 836,9 млрд рублей. А объем вложений средств российского ФНБ в привилегированные акции банков составил на 1 июля около 279 млрд рублей", - привел цифры Юрин.

Собеседник отмечает, что опыт других стран по дополнительной капитализации банков заметно отличается от предложенной Национальным банком схемы. Так, в конце прошлого десятилетия Казначейство США провело докапитализацию ряда банков за счет покупки привилегированных акций на сумму свыше $200 млрд.

"Также интересен опыт США и Великобритании, связанный с заключением соглашений между финансовыми властями данных стран и крупными банками о разделе потенциальных убытков. Впрочем, применение подобных механизмов в Казахстане в настоящее время не имеет смысла в силу того, что адекватная оценка банковских активов неминуемо приведет к вполне реальным, а не потенциальным убыткам", - добавил он.

В свою очередь в европейских странах были проведены меры по докапитализации крупных проблемных банков, сопровождаемые вхождением в их капитал государства и частичной конвертацией их обязательств в акционерный капитал.

Так, для поддержки банков Италии правительство создало Фонд рекапитализации проблемных банков в размере 20 млрд евро. В начале 2017 года стало известно, что на рекапитализацию крупнейшего банка Monte dei Paschi di Siena планируется вложить 6,5 млрд евро, при этом Европейский Центральный Банк оценил недостаток капитала данного банка в 8,8 млрд евро. Инструментами поддержки Monte dei Paschi di Siena стали вхождение государства в капитал банка (6,5 млрд евро) и реструктуризация долга (bail-in) - 2,3 млрд евро за счет конвертации субординированных облигаций инвесторов в акции фининститута.

"Вливания в капитал и предоставление дополнительной ликвидности в любом случае ведут к улучшению финансовых показателей банков в краткосрочном периоде. С этой точки зрения любой комплекс мер, принятый на основе адекватной оценки состояния банков, будет успешным. Однако осуществление этих мер само по себе не гарантирует того, что банки вернутся к полноценному кредитованию экономики", - считает Юрин.

Он также не исключает, что в течение довольно длительного промежутка времени – вплоть до 10-15 лет – могут случиться рецидивы ухудшения финансового состояния банков, обусловленные различными причинами. Это - реализацией риска moral hazard (риск недобросовестного поведения - LS), некорректной оценкой состояния банка до его докапитализации, либо объективными макроэкономическими факторами.

"В последнее время очень много говорят о проблемах казахстанского банковского сектора, однако масштаб этих проблем неясен. Нацбанк однозначно признает, что банковская отчетность некорректно отражает качество активов банков, однако по непонятным причинам откладывает проведение оценки их качества уже более полутора лет. А делать какие-либо однозначные заключения об уместности применения опыта тех или иных стран можно только после того, как будут четко определены проблемы казахстанских банков и их масштаб. С другой стороны, нужно понимать, что финансовые власти подавляющего большинства стран принимают меры по поддержке банков исходя из состояния экономик и финансовых систем собственных стран, и эти меры по определению не могут учитывать казахстанскую специфику. Международный опыт нужно учитывать при принятии решений, однако его не стоит использовать в качестве основного обоснования их принятия без проведения адекватной собственной оценки ситуации, сложившейся в казахстанском банковском секторе", - добавил Юрин.

В свою очередь аналитик группы компаний "Финам" Зварич Богдан отмечает, что самым ярким фактором поддержки банков являются действия Федеральной резервной системы США во время кризиса 2008 года, когда рухнул Lehman Brothers.

"В этот момент ситуация в банковском секторе Штатов грозила серьезными последствиями в экономике, в результате чего банкам была оказана помощь, что позволило сектору удержаться на плаву. В казахстанском банковском секторе сейчас ситуация не столь плачевна. Да, есть определенные проблемы, но пока говорить о возможности краха одного или нескольких банков не приходится. Учитывая последнюю программу помощи фининститутам, будут созданы условия, которые позволят избежать серьезных проблем, как в секторе, так и в экономике в случае если экономическая ситуация в стране ухудшиться", - предположил он.

При этом эксперт "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин отметил, что любая банковская система считается одним из важнейших элементов финансовой системы. Ее разрушение из-за финансового кризиса или критических ошибок в регулировании может повлечь за собой глубокий экономический спад.

"Неудивительно, что в кризис власти одним из первых шагов наравне с, например, поддержкой занятости и много ресурсов тратят на поддержку банковской системы. В России из-за падения нефти и санкций на антикризисные меры в 2015 году свыше 1 трлн рублей было направлено на укрепление стабильности банковской системы страны. Право на финансовую поддержку государства получили 27 банков, в том числе ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанк и прочие. Вливание средств в банковскую систему перекладывает ее проблемы на плечи налогоплательщиков, и в развитых странах подобные вливания приходится возвращать. Банки, особенно с опытным менеджментом, очень ответственно относятся к господдержке. К примеру, крупнейший российский банк Сбербанк вовсе отказался от нее. Надеюсь, этот опыт учтут крупнейшие казахстанские банки, которые будут ответственно относиться к докапитализации за счет граждан", - резюмировал аналитик.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.