Казахстанским банкам может не хватить выделенных Нацбанком денег - мнения

Аналитики, опрошенные LS считают, что 500 млрд тенге может быть недостаточно

14 июля 2017 года
    

Национальный банк презентовал программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. Ожидается, что помощь от регулятора получат около 15 банков в размере 500 млрд тенге на 15 лет. Аналитики, опрошенные LS, оценили предложение регулятора и предполагают, что заявленная сумма может быть выше.

В программе, которая имеется в распоряжении LS, отмечается, что необходимость поддержки банков вызвана тем, что уровень неработающих кредитов в фининститутах растет. Так, на 1 мая 2017 года ссудный портфель банковского сектора составил 15,28 трлн тенге. При этом займы с просроченной задолженностью составили 17,7% (2,7 трлн тенге) от ссудного портфеля, а кредиты с просрочкой свыше 90 дней (NPL) занимают 8%, или 1,2 трлн тенге. В Нацбанке не исключают, что фактический объем плохих кредитов может быть больше, чем признается в отчетности, а ожидаемые убытки по ним могут превышать сформированные провизии. 

По данным главного банка, поддержка крупным банкам, имеющих социальную значимость, будет осуществляться за счет инвестиций регулятора. Помощь получат финорганизации с размером собственного капитала не менее 45 млрд тенге за исключением дочерних банков с иностранным участием. Для этого Нацбанк создаст дочернюю организацию, которая будет предоставлять средства на условиях субординированного долга, выданного на 15 лет.

Профучастники, опрошенные LS, оценили данную программу.

Независимый экономист Александр Юрин отмечает, что оздоровление казахстанского банковского сектора уже давно стало перманентным процессом, который, по его оценкам, в конечном итоге сводится к предоставлению банкам льготного финансирования.

"Банки являются фактическими бенефициарами большинства государственных программ развития, так как получают прибыль, будучи посредниками при их реализации. При этом вполне очевидно, что предоставление финорганизациям льготного финансирования не способствовало решению проблем сектора ранее. Точно так же и сейчас нет никаких оснований предполагать, что выделение очередной суммы само по себе решит все проблемы", - усомнился он.

Юрин отмечает, что не совсем ясно, откуда появилась сумма в 500 млрд тенге.

"Регулятор уже довольно долго говорит о своих планах по проведению независимой оценки качества активов, однако заявленные сроки реализации этой инициативы уже несколько раз переносились. Разработка и анонсирование программы по повышению финансовой устойчивости без проведения оценки состояния банков в целом выглядит довольно нелогичной в свете того, что регулятор сам признает обоснованность сомнений в адекватности банковской статистики и отчетности банков. В то же время Нацбанк озвучил свою оценку объема "потенциально неработающих" займов – регулятор предполагает, что их доля в совокупном кредитном портфеле составляет не менее 25%. Если ориентироваться на эту цифру, то 500 млрд тенге вряд ли хватит для того, чтобы капитал банков позволил им признать потенциальные убытки от обесценения активов. В силу этого обстоятельства можно предположить, что имеется довольно высокая вероятность существенного увеличения выделяемой суммы через некоторое время", - предположил собеседник LS.

Оценивая возможный эффект от данной программы, Юрин отметил, что пока рано говорить о каких-либо результатах.

"Если под необходимым эффектом подразумевать оздоровление банковского сектора и санацию его активов, то программа выглядит довольно сомнительно с точки зрения ее предполагаемой эффективности. Обратите внимание: ни одна из анонсированных в рамках этой программы мер не направлена на улучшение качества активов банков как таковой. В программе речь идет лишь о том, чтобы увеличить капитал банков таким образом, чтобы его размер со временем позволил сформировать объем провизий, адекватный качеству активов, и признать убыток от их обесценения", - предположил экономист.

В свою очередь представитель рейтингового агентства, директор группы финансовых организаций Fitch Ratings Роман Корнев отмечает, что многие банки страны действительно испытывают большие проблемы с качеством активов и капитализацией. Он считает, что внешняя помощь необходима им, чтобы повысить финансовую устойчивость.

"Из предварительных условий программы помощи банкам следует, что государство предоставит долгосрочные займы на условиях докапитализации банков акционерами, а также проведении структурных качественных изменений в управлении банков, получивших помощь. Иными словами, основную нагрузку по оказанию помощи банкам и проведению необходимых изменений должны взять на себя их акционеры и менеджмент. И только в том случае если они не справятся, возможно более серьезное регуляторное вмешательство и докапитализация со стороны государства", - высказал мнение собеседник.

Он также полагает, что помощь в виде займов носит преимущественно мотивирующий характер.

"Цель прежде всего состоит в том, чтобы укрепить доверие к проблемным банкам на начальном этапе структурных изменений и создать основу для докапитализации банков акционерами. Их готовность участвовать в программе своими средствами и работать по новым правилам будет определять достаточность помощи банковскому сектору страны", - уточнил Корнев.

Представитель Fitch не исключает, что ставки по субординированным облигациям будут ниже рыночных.

"Некоторые банки Казахстана подвержены высоким кредитным рискам и имеют низкую капитализацию. Укрепление их финансовой устойчивости могло бы улучшить конкурентную среду на банковском рынке, снизить стоимость заемных ресурсов для реального сектора. В целом пока сложно предсказать успех этого 15-летнего плана. Полагаю, что долгосрочный положительный эффект может быть достигнут только в том случае, если структурные изменения в банках будут происходить на фоне глубоких структурных изменений в экономике страны, последовательном и беспристрастном банковском регулировании", - подчеркнул Корнев.

В то же время председатель правления "Цесна Капитал" Самат Балкенов также отмечает, что проблемы банковского сектора – реалии не сегодняшнего, а еще вчерашнего дня.

"Учитывая, как сильно зависит наша экономическая ситуация от деятельности банков, эта помощь просто необходима. На наш предварительный взгляд, этой суммы может быть недостаточно. Исходя из показателей займов с просроченной задолженностью более 90 дней для банков, подходящих под озвученные Нацбанком условия, данный показатель NPL на 1 мая составляет 6,99%, или более 1 трлн тенге. Соответственно, вливаемых 500 млрд тенге, даже с учетом того, что акционеры банков добавят около 250 млрд тенге, на первый взгляд, будет недостаточно", - считает Балкенов.

Однако он добавил, что с учетом того, что не все банки смогут участвовать в данной программе, а их участие будет рассматриваться регулятором, возможно, что выделяемых средств будет достаточно.

"Согласно заявлениям Нацбанка, определенная часть убытков финорганизаций будет покрыта за счет доходов банков от участия в программе, в частности, за счет обмена государственных ценных бумаг на субординированный долг. Как это будет происходить, пока неизвестно. Поэтому сейчас говорить о достаточности или возможности увеличения выделяемой суммы позднее пока преждевременно", - уточнил глава "Цесна Капитал".

Российские аналитики также оценили проект Нацбанка. Так, эксперт IFC Markets Дмитрий Лукашов напомнил, что подобные программы имеют широкое распространение во всем мире.

"Национальный банк собирается воспользоваться хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным опытом. Например, Федеральная резервная система США осуществляла количественное смягчение с 2009 по 2014 годы, и это очень хорошо повлияло на американскую экономику. В настоящее время продолжаются программы экономического стимулирования в Англии, Японии и Европе. Я полагаю, что действия Нацбанка одобрены Международным финансовым фондом или другими международными экономическими структурами. Это может являться некоей гарантией хорошего качества", - отметил он.

Лукашов также считает, что на первоначальном этапе выделяемая сумма выглядит вполне достаточной.

В то же время аналитик группы компаний "ФИНАМ" Зварич Богдан предполагает, что выделение средств государства должно стабилизировать ситуацию в банковском секторе.

"Если произойдет падение крупных банков, это станет существенным ударом по экономике. Учитывая тот факт, что такое возможно лишь про очень сложной экономической ситуации, падение даже одного из крупных банков может привести к очень печальным последствиям. Что же касается достаточности этой суммы, то, на мой взгляд, данных средств хватит на текущий момент. При этом в случае необходимости государство может эту сумму увеличить. В целом два действия – закачка денег в банковский сектор и ужесточение требований к потенциальным заемщикам – могут нормализовать ситуацию в банковском секторе Казахстана и предотвратить последствия, которые могут сопровождать падение одного из банков", - предположил он.

При этом аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин считает, что предоставленная программа выглядит неоднозначной.

"Да, с одной стороны, вливание Нацбанком капитала будет идти в соотношении 2 к 1 с акционерами кредитных учреждений, что эффективно сократит коррупционные риски и одновременно позволит сохранить высокую гибкость реализации программы. С другой стороны, сам по себе факт потребности в реализации программы говорит о больших просчетах в регулировании банковского сектора. Вряд ли такой большой объем неработающих кредитов на фоне улучшения экономической конъюнктуры был бы возможен без распространения, к примеру, практики кредитования банками связанных сторон. Наконец, отмечу связанные с программой риски снижения эффективности таргетирования инфляции. Последнее время регулятор и так отходит от нее, активизируя валютные интервенции. Накачка же банковского сектора капиталом окончательно исказит данный механизм. Выгода от некоторого ускорения роста ВВП на этом фоне неочевидна", - резюмировал он.

Напомним, в июле 2017 года Нацбанк представил программу по обеспечению финансовой устойчивости банковского сектора.

Государственные меры будут осуществляться с учетом оценки регулятора жизнеспособности банка и принимая во внимание следующие факторы:

  1. масштаб возможных потерь по ссудному портфелю банков;
  2. системная и социальная значимость банка;
  3. способность акционеров осуществить докапитализацию банка в текущей экономической ситуации;
  4. возможности применения инструментов урегулирования проблемных банков.

Целевое инвестирование будет направлено на банки, являющиеся:

  1. системообразующими банками;
  2. крупными банками, имеющими социальную значимость для страны.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.