Министерство экологии, геологии и природных ресурсов разработало программу по решению экологических проблем Алматы, передает LS.
По словам председателя Комитета экологического регулирования и контроля Минэкологии Зулфухара Жолдасова, разработана детальная программа по решению экологических вопросов Алматы из более 30 пунктов.
"В первую очередь нам необходимо понять, что является источником загрязнения города Алматы – это транспорт, производство, ТЭЦ и частное отопление. По этим сегментам мы разработали ряд решений", – заявил он.
Чиновник рассказал, что с представителями алматинской ТЭЦ вылетал в Чикаго для ознакомления с международным опытом.
"Мы посетили аналогично станцию и посмотрели на автоматизированную систему, сравнили. Сейчас в Казахстане есть очень эффективная пылеочистка, но нет фильтрации диоксидов азота и серы. В Чикаго мы увидели установку по очистке от этих веществ до 90%. На сегодня казахстанские станции выбрасывают 37 тыс. тонн загрязнителей в год. Если поставить у нас такую же установку, то можно снизить количество выбросов до 4 тыс. тонн. Это огромный прогресс. Таким образом, мы почти на 100% решили бы проблему выбросов ТЭЦ", – отметил он.
По словам Жолдасова, сейчас разрабатываются технико-экономическое обоснование и несколько вариантов снижения выбросов, в том числе за счет газа.
"Но по переходу на газ есть определенные барьеры – технические и по стоимости. Это может привести к большому удорожание тарифов. Поэтому как альтернативу рассматриваем газоочистку. Сейчас эти варианты рабочая группа изучает", – уточнил он.
Проблема выбросов ТЭЦ касается не только Алматы, продолжил представитель министерства, но и других. Он добавил, что на станции приходится до 40% выбросов страны.
"Также поняли, что на городскую атмосферу влияет и агломерация. За пределами Алматы находится ТЭЦ-3, где также требуется модернизация. Если ли в самом Алматы на сегодня практически все дома газифицированы, то за пределом города более 20 тыс. домов нет. Поэтому при газификации мы предложили обратить внимание на агломерации", – высказался Жолдасов.
По транспорту ведомство также выявило ряд проблем, начиная от качества бензина и заканчивая техническим осмотром.
"Мы предложили проработать необходимость создания лабораторий, стимулов перехода на гибридные автомобили и на газ, налоговые преференции, кредитные преференции для производства авто, исключить дизельные двигатели для общественного транспорта", – перечислил он.
Кроме того, по словам чиновника, рассматривается вопрос ограничения на въезд в центр города.
"Есть такие мировые практики, когда запрещают передвигаться в определенной зоны либо делают въезд платным для автомобилей не соответствующих экологическим стандартам. Сегодня на трех НПЗ производится бензин качества K-5. Но проблема в том, что 70% автомобилей превышает срок эксплуатации более 10 лет, поэтому и выбросы не снижаются, какой бензин ни заливай", – резюмировал он.
Ранее сообщалось, что акиматы хотят заставить тратить все экосборы на улучшение окружающей среды.