Агентство по защите и развитию конкуренции предложило увеличить долю государства на трех крупных месторождениях (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) в обмен на равновесное участие в НПЗ. LS выяснил у министерства энергетики, рассматривает ли ведомство данную инициативу.
Как сообщили в Минэнерго LS, в настоящее время не обсуждаются вопросы выкупа или обмена долями месторождений для увеличения мощностей НПЗ.
В то же время запланированы проекты по расширению крупных заводов до 2032 года, а также строительство нового в 2030-2040 годы.
В том числе Шымкентский НПЗ начнет перерабатывать 12 млн тонн нефти в год вместо 6 млн тонн. Проект находится на стадии предварительного технико-экономического обоснования (предТЭО).
Выпуск Павлодарского НХЗ планируется увеличить с 5,5 млн тонн до 8 млн тонн (стадия предТЭО).
Возможности CaspiBitum будут расширены с 1 до 1,5 млн тонн нефти в год (стадия проектирования).
Вторичная переработка нефти на Атырауском НПЗ вырастет с 5,5 млн тонн до 6,7 млн тонн (стадия ТЭО и проектирования).
Вместе с тем в министерстве обратили внимание на проблему незаконного вымывания топлива в соседние страны из-за низких цен.
По информации ведомства, казахстанский бензин АИ-92 (205 тенге за литр) на 42-137% ниже, чем в соседних Кыргызстане, Узбекистане и России (292-485 тенге). Дизтопливо (295 тенге) дешевле на 23-85% (363-545 тенге).
"Таким образом, низкие цены приводят к высоким рискам серого экспорта и перетоков в соседние страны", – заключили в Минэнерго.
Между тем вице-министр транспорта Талгат Ластаев рассказал о дефиците авиакеросина. По его словам, при производстве 600-650 тыс. тонн данного вида ГСМ в год потребность превышает 1 млн тонн. Иными словами, нехватка равна 350 тыс. тонн и выше (от 35%). Ее приходится закрывать за счет импорта.
Между тем в АЗРК предлагают постепенно отказаться от регулирования цен на ГСМ.