Увеличить долю государства на трех крупных месторождениях (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) в обмен на равновесное участие в НПЗ предложило Агентство по защите и развитию конкуренции, передает LS.
Анализируя уровень конкуренции на товарном рынке нефтепереработки, в госоргане обратили внимание на то, что на данный момент переработка сырья, соответствующего качеству К4 и К5, осуществляется только на крупных НПЗ.
Доминирующее положение в этой сфере занимает "КазМунайГаз" с 94% долей в 2021-2023 годах. К тому же наблюдается монополизация тремя НПЗ, доступ к которым не затруднен и зависит от формирования графика поставки.
В связи с этим данный рынок является высококонцентрированным. В том числе из-за того, что экономические и административные ограничения трудно преодолеть.
По оценке АЗРК, зависимость от цены нефти в связи с "голландской болезнью" вызывает риски из-за волатильности стоимости на международном рынке.
"Учитывая соотношение добычи и переработки в РК, необходимо увеличение объемов нефтепереработки за счет переориентирования экспортируемых объемов сырья на отечественные НПЗ", – добавили в агентстве.
В ведомстве привели в пример то, что Германия, Япония, Южная Корея, не имеющие месторождений черного золота, осуществляют переработку "импортной" продукции с глубиной до 90% (в Казахстане – на уровне 80%).
Отход от экспортно-сырьевой экономики требует решений, в том числе по строительству новых высокотехнологических НПЗ, что повлечет развитие экспортного потенциала нефтепродуктов, в т.ч. в соседние страны. В госоргане напомнили, что проект будущего расширения Тенгиза и запуск Кашаганского ГПЗ позволят увеличить мощность добычи сырья. Наряду с этим усугубляется зависимость компаний-операторов проектов от использования Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) как низкозатратного средства транспортировки для осуществления переработки за границей.
В ведомстве пояснили, что развитие переработки может обусловливаться наличием интегрированных компаний, которые инвестируют в организацию процесса, строительство нефтепроводов, ж/д путей до завода, терминалов хранения и отгрузки. По данным министерства энергетики, с учетом роста потребности страны в ГСМ и численностью в 20 млн человек нужно иметь мощность производства нефтепродуктов в 20 млн тонн вместо имеющихся 17 млн тонн.
В связи с этим агентство предлагает государству купить у инвесторов доли в составе крупных месторождений (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак), с равновесным обменом на доли в отечественных НПЗ.
Также для наполнения отечественных НПЗ дополнительными объемами нефти требуется выравнивание цен сырья на уровне экспортного/импортного нетбэка, которое достигается путем дерегулирования стоимости продуктов нефтепереработки.
Помимо этого, учитывая проблематичность увеличения поставок черного золота традиционными поставщиками и возможную необходимость обеспечения поставок нефти на НПЗ Казахстана из других источников, внутренним ценам на нефть необходимо дойти до рыночных показателей, что осуществимо через внедрение рыночных механизмов и либерализацию рынка.
Кроме того, в АЗРК предложили усилить требования утверждения паспорта производства либо ввести лицензирование деятельности НПЗ, утвердить прозрачные критерии распределения объемов субъектов рынка по данным заводам, признать крупные НПЗ обладателями ключевой мощности в рамках требований Указа "О либерализации экономики". Не обошлось и без рекомендаций о принятии мер по привлечению инвестиций с инновациями для долгосрочного масштабного технологического эффекта переработки нефти.