В качестве компенсации колебаний нацвалюты государство могло бы помочь автопроизводителям с выходом на внешние рынки. Об этом заявил глава Союза предприятий автомобильной отрасли Олег Алферов, передает LS.
Как отметил председатель "КазАвтоПрома", вопрос нестабильности валют имеет две реакции – ситуативную и стратегическую.
"Ситуативная – это когда потребитель видит резкое изменение курса валют, то он пытается сделать крупные приобретения по прежним ценам. В то же время участники рынка стремятся к тому, чтобы не получить курсовой убыток и также реактивно начинают повышать цены на импортную продукцию", - объяснил Алферов.
Глава "КазАвтоПрома" добавил, что резкое падение рубля и тенге в связи с новыми антироссийскими санкциями пока не привели к снижению покупательской активности, наоборот, люди начали быстрее все скупать.
"Но это ситуация краткосрочного характера. Если тенге и рубль не отыграют свои позиции до прежних значений, то эти события станут фактором некоторого повышения стоимости автомобилей в Казахстане и в России. Также это может сказаться на состоянии платежеспособного спроса и повлиять на прогнозы восстановления рынка, которые производители делают на текущий год. В этом случае отрасли потребуются незапланированные инструменты господдержки, они могут быть направлены на содействие освоению внешних экспортных рынков", - заявил он.
При этом сегодня экспортный потенциал казахстанского автопрома, по оценке Алферова, еще очень далек от своей реализации. Эксперт отметил попытки экспортировать в 2017 году, когда усть-каменогорский автозавод поставил около тысячи машин в Китай.
"Есть также потенциал выхода на рынок ЕАЭС и прежде всего России. Определенные скромные объемы поставок были зафиксированны по итогам прошлого года. Я думаю, государство могло бы компенсировать валютные шоки и предложить инструменты выхода на экспорт, такие механизмы сейчас обсуждаются в рамках национальной экспортной стратегии. Но если говорить в целом, то отечественный авторынок высокозависим от импорта и колебаний валютных курсов", - отметил Алферов.
Он рассказал о двух способах борьбы с этими зависимостями. Первый – повышение локализации.
"Сейчас по отрасли казсодержание составляет примерно 36% . Этот показатель можно и нужно повышать. Второй метод – экспорт, встречное движение могло бы повысить независимость авторынка от валютных колебаний и обеспечить благотворный эффект с точки зрения платежного баланса казахстанкой экономики. Ведь если говорить об импортозамещении, то продукция автопрома - это как раз наиболее очевидный кандидат для такой политики", - резюмировал Алферов.
Между тем, по информации союза, по итогам I квартала на территории Казахстана было произведено 6,8 тыс. единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 39,5 млрд тенге. Объемы выпуска превзошли прошлогодний показатель в два раза.
Производство легковых автомобилей выросло в 2,1 раза, достигнув значения 6,4 тыс. ед. Из них 4,4 тыс. единиц (67,9%) приходится на долю "АЗИЯ АВТО", а 2 тыс. единиц (32,1%) было выпущено "СарыаркаАвтоПром".
Сбыт отечественных автозаводов по итогам I квартала достиг 5,3 тыс. единиц, что в два раза выше прошлогоднего значения (2,5 тыс. ед.). Рыночная доля предприятий казахстанского автопрома возросла до 45,9% против 31,7% в аналогичный период минувшего года. В I квартале текущего года жители республики потратили на приобретение новых легковых автомобилей казахстанской сборки 26,2 млрд тенге. ($81,2 млн), что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 2017 года (10,3 млрд тенге или $31,8 млн).
Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили модели бренда Lada: Lada 4x4 и Lada Granta. Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили Hyundai Tucson, Lada Vesta, Lada Largus, Ravon Nexia, KIA Sportage, Hyundai Elantra, Lada XRAY и JAC S3.
1,3 тыс. автомобилей по итогам I квартала были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 24,2% продаж легковых автомобилей локального производства.
Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам января-марта текущего года составил 39,5 млрд тенге (+90,3% к показателю годичной давности). Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал в отчетный период достигли 110,3 млн тенге.