Жесткие приоритеты: что ждет регионы Казахстана

2 июня 2025 года

В Казахстане ряд региональных программ будет признан утратившими силу, передает LS.

По словам министра нацэкономики Серика Жумангарина, за последние годы местные бюджеты стали более состоятельными –налоговые поступления растут, а значит, подход к региональному развитию пора менять.

"Мы будем отходить от точечного финансирования проектов в рамках различных программ, таких как "Ауыл ел бесігі", "Развитие окраин городов", реализация бюджетных инвестпроектов в малых и моногородах и др. Данные программы поставим на утрату. Сегодня часто звучит критика в части использования трансфертов общего характера на второстепенные задачи и проекты. В результате имеются факты строительства объектов без учета фактической потребности, или же не введенные в эксплуатацию в связи с отсутствием мощностей, или использования дополнительных средств на второстепенные задачи и проекты. В итоге наблюдаются критические разрывы в базовой инфраструктуре регионов", – отметил он.

Министр отметил, что сегодня часто звучит критика в адрес нецелевого использования трансфертов: деньги уходят на второстепенные проекты, а ключевые потребности регионов остаются без внимания.

"План развития региона становится единственным документом для планирования бюджета. Любые инициативы должны быть интегрированы в данный документ. Теперь все возможные предложения по проектам и другие будут рассмотрены после включения их в данный план. По каждому региону будет карта приоритетных и проблемных зон. То есть при приоритезации расходов будет обеспечено ранжирование направлений исходя из их уровня обеспеченности. Высокий приоритет отдается тем направлениям, где обеспеченность на уровне менее 80%. Средний – от 80 до 90%, и низкий – 90% и более. С учетом этого в предстоящей трехлетке поэтапно будет решаться обеспеченность регионов базовой инфраструктурой", – пояснил он.

Среди направлений, которые теперь будут финансироваться из местных бюджетов – водоснабжение, канализация, инженерные и транспортные сети. Центр отказывается от микроменеджмента в пользу системного подхода. Тем не менее, чтобы средства не "растворились", они будут утверждаться отдельным приложением к закону – с точным указанием назначения.

"Чтобы не потерять целевое назначение данных расходов и не допустить отвлечения средств на другие, менее приоритетные направления, они будут утверждаться отдельным приложением к закону, с указанием их целевого назначения. Их планирование будет осуществляться отраслевыми госорганами. Контроль и оценка будут проводиться ревизионными комиссиями", – продолжил министр.

Теперь, по его словам, из республиканского бюджета будут финансировать объекты общестранового значения и критическая инфраструктура.

"В целом наблюдаемая высокая собираемость налогов на местном уровне в последние годы позволяет реализовать данные подходы, разгрузить республиканский бюджет. В то же время мы понимаем, что большой экономии не получится с учетом передачи в регионы дополнительных функций, целевых трансфертов. По нашей оценке, в результате принимаемых мер госбюджет станет более сбалансированным. А местные бюджеты будут самодостаточны для решения задач регионального уровня", – считает министр.

При этом собираемость налоговых поступлений в последние годы показывает значительный рост, средний темп составил 126,4%, привел он цифры.

Кроме того, в доходах местных бюджетов будут учтены нормы проекта нового Налогового кодекса, такие как снижающие поступления в регионы – это увеличение вычетов с 14 (55 тыс. тенге) до 30 МРП (117,9 тыс. тенге) по ИПН, поправочные коэффициенты по транспортному налогу, исключающие платы, сборы, пошлины и т.д. Также есть и способствующие росту доходов местных бюджетов – это увеличение ставок акцизов на подакцизную продукцию, введение прогрессивной ставки ИПН и т.д.

В ходе обсуждения мажилисмен Адиль Жубанов обратил внимание на пассивность региональных властей в вопросах экономического развития. По его словам, вместо поиска точек роста и привлечения инвестиций акиматы все чаще ограничиваются ролью распределителей республиканских средств.

"По сути, не мотивированы на развитие. Сегодня регион, увеличивший собственные доходы, теряет часть трансфертов, то есть его фактически наказывают за успех. В такой логике проще сидеть на трансфертах, чем развивать экономику. В результате мы видим парадоксальные ситуации, когда регионы с мизерным приростом субъектов МСБ получают из республиканского бюджета больше, чем те, кто демонстрирует рост. Сложившаяся практика не только несправедлива, но и неэффективна. Она демотивирует акимов", – считает он.

Он подчеркнул, что существующая система приводит к абсурдным ситуациям: регионы, демонстрирующие слабую динамику по развитию малого и среднего бизнеса, получают больше поддержки, чем те, кто реально показывает рост. Такая модель, по мнению А. Жубанова, не только несправедлива, но и подрывает мотивацию акимов к активным действиям. 

Он предложил пересмотреть методику расчета трансфертов общего характера, добавив в нее стимулирующий элемент. По его словам, регионы, годами демонстрирующие стагнацию, должны нести ответственность.

"Предлагаем внедрить механизм бюджетной ответственности для регионов, демонстрирующих многолетнюю стагнацию в развитии МСБ и инвестпривлекательности, предусмотреть понижающие коэффициенты при расчете трансфертов. И нужно создать единый рейтинг эффективности использования этих денег, в котором учитывались бы такие параметры, как рост обрабатывающего и несырьевого сектора, предпринимательской активности и налоговой базы. Это даст более объективную картину того, кто из акимов действительно работает, а кто просто живет "по формуле", – резюмировал А. Жубанов.

Ранее сообщалось, что госбюджет сможет обходиться без трансфертов из Национального фонда только к 2030 году.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.