Банковские услуги всегда будут нужны, но банки – необязательно - эксперт

Гарретт Джонстон поделился мнением о том, как диверсифицировать казахстанскую экономику

6 декабря 2017 года

У казахстанских банков есть 10 лет для того, чтобы подстроиться под новые реалии и интегрировать финтех в свои системы. В беседе с LS основатель Macroscope Consulting Гарретт Джонстон сравнил мобильный банкинг с ребятами в гараже, а также посоветовал, как казахстанским компаниям начать развиваться.

- Мистер Джонстон, в своем выступлении на Synergy Global Forum вы говорили о том, что люди покупают не сколько товар, сколько бренды. Однако по исследованию Nielsen, казахстанцы стали менее лояльны к брендам и больше обращают внимание на дешевые и качественные товары. Что вы думаете на этот счет?

- Приведу очень хороший пример. В 1989 году, когда Франция праздновала 200 лет своей революции, премьер-министр страны прибыл в Китай и спросил у того премьера: "Как вы относитесь к последствиям французской революции?" Представитель Поднебесной тогда ответил, что пока рано говорить. Это макротренд, который лучше всего определит, является ли тенденцией снижение интереса к брендам или нет. Я считаю, что из-за того, что ваша экономика сильно завязана на стоимости нефти, цену которой вы не контролируете, национальная валюта скачет вверх и вниз. У вас нет диверсифицированной экономики. От этого все яйца находятся в одной корзине. Поэтому складываются ситуации, прямо действующие на потребительский настрой. Но от этого долгосрочный тренд может не сильно измениться. То есть в краткосрочной перспективе из-за снижения платежеспособности казахстанцы перестают смотреть на бренды, но будут ли они так лояльны к неизвестным продуктам, когда все наладится? 

- Как вести себя казахстанским компаниям в нынешних реалиях, когда потребитель еще переживает шоки?

- Я бы советовал любому казахстанскому бизнесу сделать следующее. Допустим, у вас парикмахерская или сеть парикмахерских. Сядьте вечером с англоговорящим человеком и загуглите The most profitable hairdressing salon in the world (самый прибыльный парикмахерский салон в мире) и The fastest growing hairdressing salon in the world (самый быстрорастущий парикмахерский салон в мире). Допустим, самый прибыльный в Мадриде, а быстрорастущий – в Бостоне. Езжайте туда и получите услуги тех сетей. Посмотрите, за счет чего они такие успешные: шампунь, сервис, экспертиза, люди, интернет, цены, продвижение. Поговорите с владельцем, познакомьтесь с принципом ведения бизнеса. Соберите картину о том, как работают лучшие компании в вашей отрасли на планете. Вернитесь в Казахстан и не копируйте, а сделайте круче. В каждой из этих моделей есть что-то, чего не хватает. Например, есть много крутых западных систем, но у них нет секретного соуса бывшего СССР – они не работают после 18 часов вечера. В Москве хочешь подстричься в три часа ночи – без проблем. А в Италии хочешь купить костюм – успей это сделать до 18 часов, потому что после все магазины закрываются. И даже можно не ехать за рубеж, если нет денег. Просто соберите презентацию в интернете и уже будете знать, что делать.

- Смогут ли компании подстроить европейский опыт под наш менталитет с учетом того, что у нас, бывает, берут какую-нибудь крутую модель с Запада, а потом сгорают, потому что потребителю не нравится такой подход?

- Бывают такие случаи, поэтому очень важно советоваться с сотрудниками. Рассказывать им все, что видел и чему научился, а потом слушать предложения, чтобы принять сознательное решение отказаться от части лучшей мировой практики ради адаптации под казахстанские реалии. Большинство ваших компаний, к сожалению, не делает этого. Они даже не знают, что такое лучшая мировая практика, а просто идут по пути "как у всех". Никто не показывает испанскую или бостонскую модель и их финансовые результаты. Проблема в Казахстане даже не в том, что люди не понимают чего-то, а в том, что люди не понимают, что они не понимают. Я уже говорил, что в казахстанской компании в отличие от США практически нет мечтателей, большинство работников – реалисты и почти все критики. Это неплохо, потому что это хорошая дисциплина. Я говорю всем западным компаниям, что если они хотят стать успешными, то должны создать свой филиал в России. Если сможешь работать в стране, где взятки, коррупция и ничего не работает, если сможешь выжить там – сможешь выжить везде. У вас несколько схожие ситуации. Но все же стоит менять команду в сторону креативщиков, оставив при этом критиков.

- Так какие сотрудники должны быть? Да, большинстве компаний не показывали бостонскую модель. Но если сделать это, не выйдет ли, что такие идеи зарубят на корню?

- На месте казахстанского предпринимателя, если мои сотрудники скажут "что ты мне показываешь?", я понимаю, от кого надо избавиться (смеется).

- К теме избавлений. Некоторые специалисты пророчат, что финтех вытеснит банки. Какое мнение у вас?

- Билл Гейтс сказал еще 20 лет назад, что банковские услуги всегда будут нужны, но банки – необязательно. То есть у БВУ очень много проблем. Это старые бизнес-модели, кондовая IT-инфраструктура, плохой сервис, не то мировоззрение. Но у них есть клиенты, а они крайне консервативны. Люди меняют мобильных операторов щелчком пальца, с банком так не поступают. Это человеческая природа. Поэтому у БВУ есть еще 10 лет для возможности перестроиться и стать партнером финтеха, а не конкурентом. Если банк – сигарета, то онлайн-кредитование – пепельница или зажигалка, но не альтернативная сигарета. Будущее БВУ – это работать вместе с финтехом. А это ребята в гараже, которые занимаются только переводами, но делают это от бога в то время, когда банк не понимает, что такое перевод. БВУ должен быть интегратором мобильного банкинга на благо клиента. И лучшие финансовые институты уже так работают.

- Вместе с тем казахстанцы стали меньше доверять банкам. Как же вернуть это доверие?

- Как я и говорил ранее – диверсифицировать экономику. Например, у казахстанцев есть врожденное конкурентное преимущество в сервисе. Я приезжаю в Москву, сижу в ресторане, где еда стоит 20 тыс. тенге, пью вино. Когда мой стакан опустеет, московский официант не подойдет, чтобы предложить налить еще. В Казахстане, где ужин стоит гораздо меньше, мой стакан не успеет опустеть, сразу подливают. Я приезжаю в трехзвездочную казахстанскую гостиницу, сразу два человека хотят помочь с багажом. В Москву ты приезжаешь в "Ритц Карлтон", выходишь с багажом в -20 градусов по Цельсию, скользишь об лед, и никто не подойдет. Даже охраники не двигаются. У казахстанцев огромное преимущество в том, что касается сервиса. А сервис – это будущее экономики. Потому что если люди покупают кровати сегодня, завтра они будут приобретать услуги качественного сна. Все товары станут услугами. А культуры, где принцип обслуживания и гостеприимства живет внутри, имеют большое конкурентное преимущество. Здесь много хорошо образованных людей. Я бы делал Казахстан бэк-офисом для азиатской экономики. Потому что зарплаты не намного выше, чем в Индии, а уровень жизни различается в разы. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.